ЛИЧНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ

 

Посвящается

Вивиане Абелевне Андрониковой,

которая заставила меня

записать этот рассказ

БЫВАЕТ ЖЕ ТАКАЯ УДАЧА!

 

Уже не помню сейчас точную дату, знаю только, что это было весной, когда знакомые позвонили мне по моему мо­сковскому телефону:

— Послушайте, Ираклий! Вас интересует письмо Лер­монтова? Подлинное. И, кажется, еще неизвестное.

Что это, шутка? В трубке слышится дружный хохот, го­лоса: «Что, молчит?», «Он жив?», «Представляю себе его видик!».

Может быть, розыгрыш?.. Нет! Голос, который произ­нес эти ошеломившие меня фразы, принадлежит женщине серьезной, уважаемой, умной, немолодой, наконец! Поло­жительной во всех отношениях! Конечно, это чистая прав­да! Вот радость!

Начинаю выражать восторги, ахать, шумно благодарить собеседницу.

— Чтобы увидеть это письмо,— говорит она уже совер­шенно серьезно,— вам придется ехать в Актюбинск... По­чему в Актюбинск? Потому что письмо находится там! — И снова смеется.— Вот уж правда, что на ловца и зверь бежит! Новая тема для ваших рассказов. Кроме лермон­товского письма,— продолжает она, словно решила меня дразнить,— там, говорят, есть еще кое-что. И, кажется, даже много «кое-чего». У нас сейчас сидит доктор Михаил Николаевич Воскресенский. Он только что из Актюбин­ска. И расскажет вам все это, конечно, лучше меня. Пе­редаю ему трубку...

То, что я услышал от Михаила Николаевича Воскре­сенского, заинтриговало меня еще больше.

— Пользуясь любезностью наших общих друзей, обра­щаюсь к вам за советом,— начал он негромко и осторож­но. — Дело в том, что проживающая в Актюбинске Ольга Александровна Бурцева уполномочила меня переговорить в Москве о судьбе принадлежащих ей рукописей. Кроме письма Лермонтова, у нее хранятся письма других писате­лей. Все это она хотела бы предложить в один из москов­ских архивов. Вы, насколько я знаю, связаны с Государст­венным литературным архивом, и, если не возражаете, мне хотелось бы подробнее поговорить обо всем этом при лич­ном свидании.

На другой день он приехал ко мне — небольшой, пред­упредительно-вежливый, скромный, с представительной, прежде, видимо, очень красивой женой — и в доказатель­ство серьезности намерений Бурцевой разложил на скатер­ти два письма Тургенева, два письма Чехова, два письма Чайковского и маленькую записочку Гоголя. Разложил и взглянул на меня вопросительно и вместе с тем пони­мающе.

Увидев все это, я присмирел и в тот же миг углубился в чтение. Да. Конечно. Подлинные автографы. Письма Че­хова опубликованные. И никогда еще не появлявшиеся в печати письма Тургенева и Чайковского. Объявление Го­голя об отъезде его за границу в собраниях его сочинений тоже не обнаружилось.

— Если эти рукописи представляют для вас интерес,— заговорил доктор снова,— то Ольга Александровна хотела, чтобы вы приехали к ней в Актюбинск и познакомились с остальными.

— А сколько их у нее?

— Затрудняюсь сказать: я видел не все — только часть. По моим представлениям, у нее много интересного и, види­мо, редкого: автографы музыкантов, писателей, ученых, итальянских певцов. Это не моя область: по специальности я рентгенолог. В прошлом мы с женой ленинградцы, ну, и, конечно, большие любители музыки, литературы, театра...

На наш взгляд, коллекция представляет исключительный интерес.

Жена подтвердила.

Возвращая автографы, присланные в качестве образца, я просил передать Ольге Александровне Бурцевой, что приеду в Актюбинск, предварительно договорившись о передаче принадлежащих ей рукописей в Центральный госу­дарственный архив литературы и искусства. А с доктора взял обещание: по возвращении в Актюбинск выслать хотя бы приблизительное описание тех документов, о которых мне следовало вести переговоры в Москве.