НОТАРИАЛЬНАЯ ДОВЕРЕННОСТЬ

 

Склонив голову несколько набок, как Чичиков; сги­баясь, прищуриваясь и подмигивая себе самому, словно Акакий Акакиевич, трудился я над составлением первого каталога коллекции, отмечая, где копня, где автограф, а если письмо, то от кого и кому, дату, число страниц.

Время быстро пошло. Москва стала окутываться для меня туманом воспоминаний.

По окончании описи каждое письмо и записку при­шлось пробежать глазами, против каждого номера выста­вить предположительную оценку. После этого Бурцева взяла счеты. И записала итог. Он выражался в солидной сумме из четырех нолей, а впереди стояла хотя и не по­следняя цифра из девяти, но далеко и не первая.

Предварительное изучение коллекции — на дому у вла­делицы — можно было считать законченным. Тут Ольга Александровна стала собираться к нотариусу, чтобы офор­мить доверенность.

— Зачем? Мне неудобно,— возражаю я ей.— Я пред­ставляю интересы архива.

— Не отказывайтесь,— советует Бурцева.— Вы возь­мете с собой чемодан. И вас и меня это вполне устроит. У меня нет сомнений,— говорит она, улыбаясь,— что вы все равно будете защищать в Москве мои интересы.

— Тем не менее вам следовало бы поехать самой.

— Не могу. Я человек служащий. Ни с того ни с сего — и вдруг еду.

Я предлагаю походатайствовать о предоставлении ей отпуска. Нет, это ее не устраивает. Уехать она не может по разным причинам.

— Кого же уполномочить? — размышляет она.— Зна­комых у меня в Москве нет.

— Дайте доверенность дочери. Ей двадцать три года. Она юридически правомочна.

— Рине? Но у Рины ребенок. Мальчику третий годик.

— А свекровь? Мальчик побудет без матери полторы-две педели,— подаю я совет.— Покупка должна быть оформлена до двадцатого декабря. Иначе срежут ассигно­вания. Двадцать третьего можете Рину встречать.

— Боюсь, ничего не получится!

— Остановится Рина у нас,— продолжаю я уговари­вать.— От имени нашей семьи я зову ее в гости. И даже проезд оплачу.

— Только в долг,— решительно ставит условие Бурце­ва.— Из полученных денег она все вам вернет... Ладно,— сдается она.— Как-нибудь выйдем из положения. Рина! — зовет она дочь.— Тебе придется поехать в Москву. Иди, со­бирайся. Если ты поторопишься, вы успеете к ашхабад­скому. А я тем временем пойду оформлю на твое имя доверенность.

Рина согласна. За сыном посмотрит свекровь, по вече­рам Ольга Александровна будет брать его к себе в комна­ту. Все устроилось. Едем.

Но, прежде чем оставить Актюбинск, надо сказать на­конец, откуда взялась и как попала туда эта удивительная коллекция.

 

ОТКУДА взялась, КАК ПОПАЛА?

 

Жил в свое время в Петербурге богатый коллекционер из купцов Александр Евгеньевич Бурцев. Собирать он начал давно — еще в конце прошлого века. Собирал все: ред­кие книги, журналы, газеты, иллюстрированные издания, картины, лубок, литографии, исторические документы, ав­тографы. Малыми тиражами выпускал на свои средства описания этих коллекций. Характер собирательской дея­тельности А. Е. Бурцева хорошо раскрывает заглавие од­ного из таких изданий: «Мой журнал для немногих или библиографическое обозрение редких художественных па­мятников русского искусства, старины, скульптуры, ста­рой и современной живописи, отечественной палеографии и этнографии и других исторических произведений, соби­раемых А. Е. Бурцевым. СПб., 1914».

Публиковал Бурцев не только «обозрения», но и самые документы, а иногда полностью тексты принадлежавших ему редких книг. Так, скажем, он дважды перепечатал в своих изданиях радищевское «Путешествие из Петербур­га в Москву», которое царская цензура жестоко преследо­вала со дня выхода в свет этой книги вплоть до 1905 года. Среди бурцевских материалов, которые печатались крохот­ным тиражом, эти перепечатки прошли, не задержанные цензурой. О них напомнил несколько лет назад в своей книге крупнейший советский библиофил Николай Пав­лович Смирнов-Сокольский, Народный артист, отметив­ший также, что издавались «описания» и «обозрения» Бурцева довольно беспорядочно и неряшливо. Это понят­но: научная сторона дела не очень интересовала его.

Собирал Бурцев много и широко, не жалел ни вре­мени, ни трудов, чтобы раздобыть уникальную книгу или гравюру, скупал полотна молодых, подававших надежды художников, архивы писателей — знаменитых, незнаменитых, умерших, живых,— их долговые обяза­тельства, расписки, семейные фотографии... Все шло в дело!

В начале двадцатых годов попал к нему сундук с бу­магами Кюхельбекера. Когда в 1925 году вышел в свет роман Юрия Николаевича Тынянова «Кюхля», большая часть содержимого этого сундука перекочевала к Тыняно­ву: Тынянов, занимавшийся Кюхельбекером с юных лет, смог выяснить подлинное его значение, издал его сочине­ния, впервые открыл его читающей публике как большого поэта. Но перешел архив Кюхельбекера к его страстно­му исследователю и биографу не весь и не сразу. А пе­реходил по частям в продолжение нескольких лет. По­мню, Тынянов приобрел часть кюхельбекеровской тетради, затем — начало ее и, наконец, долго спустя — недостающие в середине листы. Впрочем, прежде в среде коллекцио­неров дробление рукописей считалось делом обычным.

Даже такой известный литератор, как Петр Иванович Бартенев, один из первых биографов и почитателей Пуш­кина, издатель исторического журнала «Русский архив», отрезал от принадлежавших ему автографов Пушкина уз­кие ленточки — по нескольку строк — и расплачивался ими с сотрудниками. Об этом рассказывал знавший Бар­тенева лично пушкинист Мстислав Александрович Цявловский. В наше, советское время все эти обрезки встре­тились вновь в сейфе Пушкинского дома — Института русской литературы Академии наук СССР. Так что в смысле обращения с рукописями Бурцев, смотревший на них, как на предмет продажи или обмена, среди собира­телей исключения не составлял. Но по количеству и каче­ству прошедших через его руки автографов это был кол­лекционер исключительный, один из крупнейших в Рос­сии.

Его хорошо знали исследователи литературы, жившие в Ленинграде, знали историки. Мне лично не довелось с ним встретиться. Но в пору, когда я жил в Ленинграде, приходилось много слышать о нем от людей, хорошо с ним знакомых. В двадцатых годах многие материалы из собра­ния Бурцева поступили в Пушкинский дом, в Ленинград­скую Публичную библиотеку, позже — в Московский ли­тературный музей...

В 1935 году Бурцевы переехали в Астрахань, забрав с собою коллекцию. Три года спустя Бурцев умер. Умерла и жена его. Ольга Александровна, жившая с ними в Аст­рахани, осталась с двенадцатилетней дочерью Риной одна. Теперь коллекция перешла в ее собственность. Понимая, что это огромная ценность, она, хотя и нуждалась в деньгах, решила во что бы то ни стало ее сохранить. Но в 1941 году, когда гитлеровские войска подходили к Ростову, ей пришлось срочно эвакуироваться. Эше­лон шел в Актюбинск. Увезти с собой коллекцию она не могла. И оставила ее в доме, из которого при­нуждена была выехать. Тут было уже не до рукопи­сей!

Время шло. Живя в Актюбинске, она с тревогой дума­ла о коллекции, брошенной на произвол судьбы. И в 1944 году решила послать за ней Рину, которой к тому времени исполнилось восемнадцать лет.

Рина приехала в Астрахань и сразу пошла туда, где они жили прежде. Хозяева квартиры не претендовали на чужое имущество: коллекция с 1941 года лежала на чер­даке, по-астрахански — на «подловке».

Рина поднялась на чердак. В светелке под крышей ле­жала на полу груда рукописей. Девушка набила бумагами большой чемодан. Потом занялась ликвидацией кое-како­го имущества. Закончив дела, повезла чемодан в Актю­бинск. Мать приняла его, поставила в угол, на него поста­вила еще два чемодана и маленькую корзиночку, накрыла их скатертью и стала подумывать о том, как приступить к реализации этих сокровищ. Актюбинское областное ар­хивное управление с самого начала показалось ей недо­статочно мощной организацией. Тогда она решила обра­титься с предложением в один из московских архивов. Доктор Воскресенский собирался в Москву. Она попросила его прощупать почву в столице, а по поводу лермон­товского письма связаться со мной — ей как-то попалась на глаза в «Огоньке» одна из моих работ. Воскресенский в Москве завел разговор в доме одного академика. Там было названо мое имя. Таким образом находка пришла ко мне сама, без всяких с моей стороны поисков и усилий... Остальное вы уже знаете.