ОБЩЕСТВЕННАЯ СТОРОНА ДЕЛА

 

История эта вызывает чувство глубокой горечи. Но суть дела вовсе не в том, что коллекцию не конфисковали вовремя, и не в том, что владельцев не привлекли к судеб­ной ответственности. Это дело сложнее. Оно выходит из юридической сферы и касается понятий моральных.

Право личной собственности в нашей стране распро­страняется на предметы домашнего хозяйства и обихода, личного потребления и удобства — на то, что служит удов­летворению наших материальных и культурных потребно­стей. Это право незыблемо. Его охраняет закон — десятая статья Конституции.

Вы решили украсить свою комнату — повесили полот­на Сергея Герасимова и Сарьяна, этюды Кукрыниксов, ри­сунки Верейского и Горяева. Вот и коллекция! Кто мо­жет изъять ее у вас, полноправного члена советского об­щества? А завтра вы, может быть, решите собирать на свои сбережения патефонные пластинки, почтовые марки, фар­форовую посуду, редкие книги?! Собирание коллекций — общественно полезное дело: коллекционируя, вы изучаете вещи, сохраняете их от забвения, от распыления. Любая коллекция, собранная на ваши личные сбережения,— ваша личная собственность.

Закон советский охраняет и право наследования. Рано или поздно ваша библиотека, картины, пластинки, фарфор, если только вы не завещали передать их в государственное хранилище, станут собственностью ваших наследников.

И они распорядятся ею по своему усмотрению. И, возмож­но, так же не сумеют ее сохранить, как не смогли полно­стью сохранить свою коллекцию Бурцевы.

Спрашивают: почему коллекцию, представлявшую цен­ность общественную, не реквизировали после Октябрьской революции?

Для этого не было оснований: закона об изъятии част­ных коллекций не существует.

Что же касается предложения привлечь владельцев к ответственности за то, что они не сумели полностью убе­речь эти документы, картины и книги, то можно ли воз­будить дело против гражданина, повинного в утрате при­надлежащего ему личного имущества?

И, тем не менее, все понимают: бросить на чердаке по­душки или посуду — дело одно; оставить без охраны уни­кальные ценности — дело другое. Нельзя привлечь к юри­дической ответственности за то, что человек уничтожил принадлежавшую ему книгу или картину. Но, узнав об этом, мы вправе считать, что личное право он ставит выше общественных интересов, и справедливо осудим такого.

Владеть ценнейшей коллекцией — быть в ответе перед историей. Потомки не станут вникать в обстоятельства, при которых владельцам пришлось расстаться с частью коллекции. Уже не о них — обо всех нас будут говорить они с осуждением: «не могли сохранить», «растеряли», «где были те, кому по роду занятий надлежало проявлять заботу об исторических документах,— люди культуры, ис­торики, музейные работники, архивисты?» Разве мы не го­ворим так о тех, что жили в прежние времена и не сохрани­ли для нас многих замечательных памятников искусства, литературы?

Да, говорим. Сокрушаемся. А чаще всего негодуем!

Советское государство гарантирует нам права, которые не гарантированы ни в одной стране по ту сторону границ мира социализма,— право на труд, на образование, на от­дых, на обеспечение по болезни и старости и многие дру­гие права; в том числе гарантировано наше право и на личную собственность.

На заботу государства о нас мы отвечаем заботой о го­сударственных интересах. И ставим их выше личных. Кол­лекция Бурцевых представляла ценность общественную. А это обязывало их проявлять в отношении ее куда боль­шую меру заботы, чем о всякой другой своей собствен­ности.