СЮРПРИЗ

 

Когда все это было рассмотрено по второму и третьему разу и обговорено всесторонне и лермонтовские реликвии временно перешли со стола на дальний диван, профессор Винклер принес три небольших альбома и, положив их пе­редо мною, сказал:

— Иха-а-акли Люахзабович, милий-милий, это — сюрхьприз! Это — не мои альбомы. Их владелец просил меня экспортировать — здесь есть манускрипты Пушкина? Или нет манускриптов Пушкина?

Русские старенькие альбомчики 30-х годов прошлого века... В каждом — закладки. «Черная шаль» Пушкина. Но рука — не его. И текст — как в полных собраниях,— ни­каких отличий от известного нет.

— К сожалению,— говорю я,— это не пушкинский по­черк.

— О, владелец будет очень расстроен! А это?

— Тоже не пушкинский.

— Это нет тоже? Хозяин будет огорчен! И это?

— Этот текст тоже вписан сюда не Пушкиным...

— Ну, он будет просто обижен!..

Профессор Винклер готовится альбомы убрать.

— А нельзя ли мне,— говорю,— внимательно рассмот­реть их?

— Да, да. Конечно. Надо смотреть альбомы!

Переворачиваю страницу — стихи в духе Батюшкова. Еще одну — картинка... Стихотворный комплимент по-французски... Перевернул еще два листка...

Лермонтова рука!!!

Перевернул...

Лермонтова рука!!!

Перевернул:

Лермонтова почерк!!!

Перевернул —

Лермонтова рисунок!!!

Я замер — от восторга, от неожиданности!.. Нет, как хотите, но, чтобы обнаруживать такие неожидан­ные находки, нужно чугунное здоровье! Я ослабел просто!

А тут еще новость: найти — нашел, а что нашел — не пойму!

Написано рукой Лермонтова:

 

НА СМЕРТЬ ПУШКИНА.

А дальше что?

Стояля в шистом поле

Как ударил из пистолетрум

Не слишал как гром загремил.

Всю маладсов офисерум

Упаля на колен, палакал слозом,

Не боле по нем, кроме по нея.