ЗАМОК, ОТКУДА ВСЕ НАЧАЛОСЬ

 

Снова мчимся по автобану, ночуем под Штутгартом, в местечке Бернхаузен, в крошечной гостинице «Шванен» («Лебеди»), каких в Западной Германии множество,— три окошечка по фасаду, старые деревянные кровати в крошеч­ных номерах, старые гравюрки в старинных рамках...

С утра продолжаем путь.

Предки барона Хюгеля выбрали славное место: судо­ходный Неккар, зеленые луга, дали, живописные городки и селения. Местечко Хохберг раскинулось на высоком хол­ме. Над ним поднимаются башни древнего замка.

Ищем оберлерера Штренга. Из школы идем в приват­ный дом, оттуда — в другой. Нашли. Оберлерер дает урок музыки шестилетнему мальчугану. Узнав, зачем мы при­ехали, предлагает ребенку играть упражнения, покуда он не вернется, гладит его по головке и ведет нас туда, где жила Верещагина.

Он отслужил свой век, старый замок! В год, когда рас­продавалось имущество, окончилась в нем прежняя жизнь.

Его разделили на квартирки и комнаты. Новые жильцы привезли с собой новые вещи! И только в проходных поме­щениях можно увидеть остатки былого: на подоконнике — мраморный бюст военного в немецких орденах, который никто не купил; на стене — старинную фарфоровую та­релку, под лестницей — выцветшую гравюру...

Много картин с аукциона приобрел владелец соседней виллы, господин Хоршер. Учитель ведет нас на виллу. Предупреждает: управляющий покажет нам только те вещи, которые висят на лестнице и украшают холл виллы. Самое ценное заперто в комнатах. Как знать: может быть, туда и попало случайно какое-нибудь полотно Лермон­това?

Управляющий объясняет, что его хозяин живет в Испа­нии, сюда приезжает раз в году, в день рождения покойной матери.

— Если прибудете двадцатого июля утром, вы сможе­те увидеть его и попасть в его комнаты. Писать ему надо в Мадрид, в ресторан Хоршера, самому господину Хоршеру.

Выходим. Выясняется, что господин Штренг пишет ис­торию замка и населенного пункта Хохберг, изучил родо­словия, собрал обширный исторический материал, снимки со старых портретов. Если у нас есть время, он бы хотел отвести нас к себе — он живет отсюда в нескольких кило­метрах.

...Сидим, попиваем рейнское вино, я проглядываю пере­писанные на машинке главы «Истории», посвященные Верещагиной-Хюгель, вношу какую-то незначительную по­правку. В свою очередь получаю несколько уточнений от­носительно Верещагиной и ее немецкой родни.

 

Господин Штренг достает каталог вещей, продавав­шихся в замке Хохберг. В нем перечислены мебель, мра­мор, ковры, фарфор... К сожалению, книги, картины, ри­сунки означены только суммарно, без указания названий и авторов. Господин Штренг готов согласиться со мной: ве­роятно, Верещагина получила в подарок от Лермонтова его роман «Герой нашего времени» и книгу стихов. А раз так, на них были надписи. В этом случае книги могли уйти прежде, чем на аукцион приехал профессор Винклер. Фирма, которая проводила аукцион, была в Штутгарте: это «Кунстаукционхауз» Пауля Хартмана. Каталог вы­пущен им. Но, кажется, эта фирма во время войны за­крылась. Однако если в Штутгарте позвонить в аукционаты, то можно будет узнать, кто стал преемником Хартмана...

— Я думаю, вам придется приехать в ФРГ еще раз,— обращается ко мне Иванов.

— Если хотите, можете поручить это нам,— предлагает Кишилов.

— До скорой встречи! — говорит Биллем Штренг.— Желаю вам найти сокровища нашего замка все до еди­ного!

История, начавшаяся в 1836 году, еще не окончена. За одним фактом открывается десять других. А раз так, бу­дем надеяться, что верещагинские материалы еще не ис­черпаны и мы еще вернемся в эти места.

1962