НЕОБЫКНОВЕННЫЙ МУЗЕЙ

 

В Москве, на Кропоткинской улице, в доме 12, разме­стился Государственный музей А. С. Пушкина. Я говорю не о Музее изобразительных искусств имени А. С. Пуш­кина. Нет! О музее, посвященном поэту. Если у вас будет возможность там побывать — пойдите! Он не похож ни на один музей, какие мне приходилось видеть. Начнем с того, что судьба его необычна и увлекательна.

Решение о его открытии состоялось в 1957 году. Пре­доставлено ему было все — и помещение, и средства, и шта­ты. Не хватало одного — экспонатов: портретов Пушкина, его книг, рисунков, картин, иллюстраций, вещей. Все это сосредоточил в своих собраниях Всесоюзный музей А. С. Пушкина в Ленинграде. Поэтому некоторые работ­ники предлагали разделить Всесоюзный музей пополам: пускай, дескать, часть останется ленинградцам, а другую возьмет Москва. Но музея, подобного Всесоюзному, не удо­стоился, кроме Пушкина, ни один из величайших писате­лей мира — ни Данте, ни Сервантес, ни Гёте, ни Байрон, ни Бальзак, я уж не говорю о Шекспире! Разрушить та­кой музей невозможно! Что сказали бы вы, если бы речь пошла о разделении на части Третьяковской галереи или ленинградского Эрмитажа?

Всесоюзный музей А. С. Пушкина в Ленинграде ре­шили не трогать. И тогда коллектив нового музея, москов­ского, во главе с директором, редким энтузиастом, почита­телем Пушкина и блистательным организатором — зовут его Александром Зиновьевичем Крейном,— ринулся на розыски материалов. Дело было нелегкое. В 1937 году, в дни, когда отмечалось 100-летие со дня гибели Пушкина, пуш­кинисты получили материалы из всех музеев страны. И все это было передано потом Всесоюзному музею А. С. Пуш­кина и увезено в Ленинград. Но оказалось, что можно еще раздобыть кое-что — и вещи той эпохи, и книги, изображе­ния друзей и знакомых поэта...

Периферийные музеи очень тогда помогли своему начинающему собрату. Но не мень­шую помощь оказали жаркие почитатели Пушкина — их же в нашей стране легион! Узнав о том, что новый музей нуждается в экспонатах, они понесли и повезли кто что мог.

Один — первое издание пушкинского труда «История Пугачева», другой — старинный альманах «Северные цве­ты», где впервые было напечатано пушкинское стихотво­рение. Третий преподнес старинную чашку, тот — янтар­ную трубку. Бронзовую статуэтку. Старинный столик. Книгу — такое издание было в библиотеке Пушкина. Не­давно умерший профессор — нейрохирург А. А. Арендт по­дарил музею ящик для медицинских инструментов, с кото­рыми приезжал к раненому Пушкину его прадед, лейб-ме­дик Н. Ф. Арендт.

Вдова известного терапевта профессора Д. М. Российского — огромное собрание старинных портре­тов в гравюрах и литографиях. Около тысячи предметов преподнес музею коллекционер Я. Г. Зак. Другой коллек­ционер, Ф. Е. Вишневский, обойдя знакомых и комиссион­ные магазины, достал множество редчайших вещей, допол­нив это ценнейшими экспонатами из собственного собра­ния. От студента Университета дружбы народов имени Лумумбы поступили сочинения Пушкина в переводе на арабский язык, от бывшего разведчика — фотография села Михайловского, снятая через линию фронта. Актер В. С. Якут предоставил в постоянное пользование портрет поэта в трехлетнем возрасте. Этот подлинный, неизвест­ный портрет хранился в семье врача М. Я. Мудрова, ле­чившего родителей Пушкина, и правнучкой был подарен Якуту.

Посмотрели бы вы, как использовал музей эти сокро­вища! Уголок, посвященный детству поэта, похож на теат­ральную выгородку. Столик, свечи в старинном подсвеч­нике. Кресла, какие могли стоять в гостиной родителей Пушкина. На стене, оклеенной обоями XVIII века,— виды старой Москвы, полотно, писанное знаменитым Левицким: двоюродный дед поэта, наваринский герой Иван Абрамо­вич Ганнибал. Вот где «заиграла» подаренная Якуту ре­ликвия! В шкафу — книги, которые читал Пушкин подро­стком. Возле шкафа портреты друзей отца — Карамзина, Жуковского, Батюшкова, Дмитриева.

Ни в одном литературном музее не увидишь такого со­четания науки с искусством, такого умения оживлять атмо­сферу эпохи!

Другой уголок — старинный письменный стол. Он мог стоять в кабинете Онегина. А на нем работники музея раз­местили

 

И лорда Байрона портрет,

И столбик с куклою чугунной

Под шляпой с пасмурным челом,

С руками, сжатыми крестом,—

 

статуэтку Наполеона. И тут же —

 

Янтарь на трубках Цареграда,

Фарфор и бронза на столе,

И чувств изнеженных отрада,

Духи в граненом хрустале.

 

И книги лежат и стоят, какие читал Онегин! И все это показано наглядно, талантливо, живо! Это только два угол­ка. А их множество. И во всех ощущаешь дух поэзии Пуш­кина, дух того времени. А сколько вечеров устраивает му­зей в этих залах и в специальном концертном зале! Здесь делают доклады прославленные ученые — доступ свобод­ный! Выступают известные чтецы. И читают здесь не од­ного Пушкина: сюда приходят поэты со своими стихами и переводами. Школьники, самодеятельные чтецы. Коллек­тив музея страстно мечтает, чтобы дом Пушкина стал до­мом поэзии в самом широком значении слова. Он ищет са­мые разные формы общения с теми, кому дорога поэзия Пушкина, кому дорога культура. Устроили телевизионную передачу из залов музея. И... пошли на другой день моск­вичи — понесли в подарок старые альманахи, номера жур­налов, в которых впервые печатались творения Пушки­на. Письма пришли. Стали присылать вещи из других го­родов...

 

Повторили передачу. И снова подарки — знаки беско­нечной любви к Пушкину и уважения к музею. Дарят та­кие сокровища, что невозможно даже исчислить!

Я думаю, имя Маргариты Владимировны Ямщиковой вы знаете? Она писала увлекательные детские книги и пе­чатала их под псевдонимом Алтаев. Ее дочь, Людмила Ан­дреевна Ямщикова-Дмитриева, тоже посвятила себя дет­ской литературе. Ее псевдоним — Арт. Феличе.

Так вот, увидев однажды Музей А. С. Пушкина на те­левизионном экране, Людмила Андреевна позвонила Алек­сандру Зиновьевичу Крейну и попросила принять от нее в дар музею книги и вещи, принадлежавшие ее матери,— вещи эпохи Пушкина. Ямщиковы связаны с псковской зем­лей, в родстве со знакомцем Пушкина Федором Толстым, которого звали Американцем...

И сотрудники привезли от нее старинные игрушки, чернильницы, перовницы, табачницы, сумочки, вышивки, чашки, тарелки, чайник, графин, рецепт тех времен... Три чемодана вещей — сверстников Пушкина!

Подарок не меньшей ценности музей получил от окули­ста Антонины Сергеевны Головиной, жившей под Моск­вою, в Калининграде. Она тоже видела передачу по телеви­дению и в 1967 году, умирая, завещала Пушкинскому му­зею коллекцию, которую собирала в продолжение всей своей жизни,— бытовые предметы первой половины прош­лого века: хрусталь, бронзу, фарфор, бисерные вышивки, мебель...

Так от одного тянется нить к другому, особенно если в дело включается такой мощный инструмент для обнаруже­ния еще неизвестных исторических материалов, как Цент­ральное телевидение! Инструмент, способный и для дру­гого, еще более важного — обнаруживать в телезрителях великое уважение к культуре и качества высокой души.