В ПРЕДВКУШЕНИИ КАШИ

Вэто самое время князь Александр Ярославич в последний раз объезжал противоположный от немца берег Чудского озера, принимая окончательные решения о судьбах завтрашней битвы. При нем находились отроки Ратисвет и Терентий Мороз, брат Андрей со своими оруженосцами Туреней и Переяской, Ратша и Гаврила Олексич, Сбыслав и Яков Свистун. Светило яркое солнце, было морозно, но с востока поддувал теплый ветерок, о котором Яков сказал:

— Восток тепликом дышит, весенний. Глядишь, не завтра, так послезавтра немцу уже и опасно по льду идти будет. У них чуялыцики тоже имеются, поймут, что завтра — самый поздний день, когда можно идти воевать нас.

— Да чего уж там, и без того всем ясно, що завтра нам с ними расцеловываться, — промолвил Сбыслав.

— Гляньте-ка, они там нашу вчерашнюю лунку изучают, — указал зоркий Ратисвет на дозорных нем­цев, копающихся в проруби. — А на берегу-то их — видимо-невидимо!

— То-то и оно, что сие только одному тебе и види­мо, — усмехнулся Олексич. — Ты у нас глазастый, не хуже приснопамятного Ратмира.

— А и я их вижу, — сказал Александр, и впрямь углядев на другом берегу озера шевеление больших войск рыцарей.

— Я тоже, — поспешил похвастаться и своим зре­нием ловчий. — Не так уж и далёко до них. Верст шесть.

— А то и пять, — возразил князь Андрей.

— Тем более.

— Думаю, здесь чело будем ставить, — сказал Александр, оглядываясь на крутой берег позади себя. Он развернул Аера и встал лицом к этому берегу. Сле­ва от себя он видел возвышение острова Городец — вы­сокую черную скалу, называемую Вороньим Кам­нем118. Стало быть, оттуда, с вершины этой скалы, можно будет видеть все, что происходит здесь. Это хо­рошо. Он уже облюбовал для себя Вороний Камень как свое главное место во время битвы — с него все окрест­ности просматривались как на ладони. Битва предстояла тяжелая, и он понимал, что действовать лихо и почти безрассудно, лезть в самую гущу сражения, как в битве со свеями, здесь ему негоже.

А ведь и во время взятия Пскова, когда изгоном, пробив с первого же раза ворота, ворвались в крепость, он тоже не удержался и кинулся вместе со всеми, забы­вая о псковской западне. Там ведь нарочно так устрое­но, что когда врываешься в ворота, то оказываешься в каменном мешке, со стен которого тебя можно с пре­великим удовольствием завалить каменьями, удоб­рить кипящей смолой или покропить горячим маслом. И за то следует непрестанно молиться Богу, что немцы, видя безудержную лавину русских, не применили ни каменья, ни смолу, ни масло. Быстро дело решилось. В самом городе уже сопротивления почти не было. Да и, как оказалось, не готовы были немцы к настоя­щей обороне. Из всего тевтонского рыцарства сидели здесь два фогта — братья Людвиг и Петер, оба важные, на щитах — изображения песьих голов с оскаленными зубами да и на шлемах тоже псы ощеренные, вылитые из красной меди. Но то, как они держали себя, Алек­сандру понравилось. Старший брат-фогт выступил впе­ред и сказал:

— Предлагаю поединок с лучшим из ваших рыца­рей. А если я убью его, пусть другой выйдет. И так до тех пор, пока кто-то не убьет меня. А после меня на тех же условиях будет биться мой брат.

— Это благородно, — отвечал им Александр. — Но я сей турнир отменяю. За вашу доблесть я вас, псы-бра­тья, хочу отпустить на все четыре стороны. Ступайте к Андреасу фон Вельвену и передайте, что окончилось бесчинство немецкое на Русской земле. Если он хочет воевать со мною, пусть идет, и мы сразимся. А если не хочет, то я временно оставляю за вашим орденом Юрь­ев, который вы бессовестно переименовали в Дарбете, оставляю вам пока и крепость Медвежью Голову, кою вы именуете почему-то Оденпе. Но от берега Омовжи, или по-вашему Эмбаха, до Пимжи, Изборска и Пскова отныне вновь наши владения. Обещаю в это лето ни Медвежью Голову, ни Юрьев у вас не отвоевывать.

На том и отпустил их. Двоих только, а остальных немцев и чудь пленную, сковав, велел отправить в Нов­город в подарок господе. Хотел и псковских бояр-из­менников туда же послать, пусть, мол, господа сама с ними разбирается, но все воеводы и жители псков­ские уговорили его не делать этого, а тут же, во Пскове, самому и решить их жалкую участь. Он подумал и со­гласился. Их отдали толпе, и вскоре, растерзанные, они болтались на веревках вдоль кромских стен.

Легкое взятие Пскова сильно взбодрило всю Алек­сандрову рать. Ни один из знаменитых витязей не по­гиб во время изгона, да и всех-то погибших набиралось не более трех десятков простых воинов. Зато немцев, чуди и переметных псковитян побито было сотни две, никак не меньше. Архиепископ Спиридон в главном храме Мирожского монастыря пел Александру много­летие пред чудотворной иконой Богородицы и величал его, именуя благоверным князем Александром, побе­дителем Невским, Копорским и Псковским. Шел Ве­ликий пост, и потому праздновать возвращение Пскова было неуместно. Проведя здесь несколько дней, Алек­сандр двинулся на Изборск и овладел древним градом Трувора еще легче, чем Псковом. Здесь он вновь встре­тился с псами-братьями, недавними псковскими фог­тами. Они передали ему слова местера о том, что в сие лето немцы овладеют и Псковом, и Новгородом, и По­лоцком, и даже самим Переяславлем. Воеводы в ярос­ти требовали повесить братьев, но князь вновь отпус­тил Петра и Людвига подобру-поздорову.

Сюда, в Изборск, в самый канун Благовещения пришло к нему известие от Саночки. О том, что княги­ня благополучно родила, но не второго сына, как ожи­далось, а дочь, которую в первый день марта окрестили и назвали Евдокией. Князя сия новость развеселила:

— Вот и славно! Будет теперь мой бабёныш в пол­ном женском окружении!

В тот же день он вышел из Изборска и перевел свою большую рать на берега Пимжи. Здесь вместе со Спи-ридоном он посетил троих монахов-отшельников, жи­вущих в глубоких пещерах, или, как здесь говорили, печорах. С ними они и вспоминали Благовещение Бо­городицы. Шел мокрый и липкий снег, сугробы стали подтаивать, и Александр даже пригорюнился, что при­дется возвращаться в Изборск и там пережидать отте­пель, там встречать немцев. Но на другой день стало холодать, а затем и вовсе вернулись морозы. Войско двинулось дальше, вышло к берегу Псковского озера, поднялось вверх до Колпина и остановилось в селе Вербном, в месте впадения в озеро реки Медовой. Здесь дозорные донесли, что войска немцев идут им навстре­чу и расстояния осталось никак не больше полутора по­прищ. Морозы еще больше усилились. От Вербного Александр повел полки на Ряпин, и тридцатого марта произошло столкновение передовых полков его войска с передовыми полками ордена — Мостовский бой, в ко­тором погиб Домаш и были смертельно ранены Кербет и Савва. Тело Домаша Твердиславича его отроки в тот же день повезли в Новгород, Кербет умер в селе Узмени и оттуда его повезли в Тверь, а Савву оставили умираю­щим в Узмени.

Первого апреля Александр двинулся на полночь к Омовже — туда, где восемь лет тому назад они с от­цом разгромили и пустили под лед тысячное войско, возглавляемое ритарами, именующими себя Христо­вой милицией и братьями по мечу119. Потом сей орден Милиции-Христа был окончательно разбит жмудью и земгалой неподалеку от городка Сауле120.

Ему казалось, что, если повторить битву в том же месте, гибель немцев будет неотвратимой. И все же чу­тье подсказывало, что дважды невозможно ступить на лед одной и той же реки, чтобы пустить под сей лед своих врагов. Где-то глубоко в душе он уже знал, что сражению уготовано место на льду Чудского озера.

Так и получалось. Хитрый Андрияш угадал замысел Александра и преградил ему дорогу к заветной Омовже. Повернувшись, Ярославич вышел к озеру и перевел войска на противоположный берег. Это было вчера, а сегодня огромная, почти двадцатитысячная рать готовилась к решающему сражению, раскинув­шись на несколько верст от Кобыльего Городища при устье реки Желчи, вдоль островов Горушка, Городец и Озолица121 до поворота на Узмень.

Александр повернул Аера и вновь обратился взо­ром в сторону того берега, на котором стояли немцы. Желтое, почти весеннее солнце весело и озорно проса­чивалось сквозь морозную пелену воздуха. Князь глу­боко вдохнул, выдохнул и сказал:

— Стало быть, так, брате Андрюша, Ядрейко Яро­славич! Слушай меня внимательно.

— Слушаю, Саша, — тихо и покорно ответил Ан­дрей.

— Тебе поручаю крыло ошую от чела. Там. — Он указал на пространства вдоль берега слева от них. — Ты со своими двумя тысячами, суздальский полк Ратислава, полки муромские и гороховецкие... Доста­точно, около четырех тысяч вас наберется. Будете сто­ять у входа в Узмень и ударите тогда, когда я, стоя на Вороньем Камне, подниму золотого владимирского льва — знамя наше. До того мгновения стоять терпе­ливо и не встревать. Понял, браточек?

— Понятно, Саша.

— Теперь вы, Таврило и Сбыслав.

— Слушаем! — взволнованно отозвался Олексич.

— Вам поручаю самое главное — чело. Вы с ваши­ми полками встанете здесь, где мы стоим сейчас.

— Ясно.

— Себе возьмите нижегородские, городецкие и юрь­евские полки Святополка Ласки, ярославцев и костро­мичей Ярослава Ртище, тысячу владимирцев Елисея Ве­тра да москвичей, коими Ванюша Тур распоряжается. Это еще не все. Сюда же поставите смоленские,тверские,
торжковские полки. Яков!

— Аз есмь.

— Ты тоже здесь встанешь со своими полочанами и торопчанами. С воеводой Раздаем. А в самую середи­ну поставите новгородцев, которых я вам сюда дам. На них и на вас будет задача сдержать натиск немец­кой свиньи, когда она рылом своим вобьется. Медлен­но отступать, окружая клин немцев, а потом вдруг дать им прорваться, показать, будто дрогнули, а тут и мы с двух крыл ударим. Самое тяжелое дело вам по­ручаю. Тебе, Гаврило, тебе, Яков, тебе, Сбыся.

— Дозволь и мне здесь стоять, — попросил Ратша.

— Нет, — резко отказал князь. — Я и так сюда уже не меньше восьми тысяч войска наговорил. Ос­тальные, мы, стало быть, будем стоять на Городце, на Озолице, на Сиговице. Стоять и ждать, пока знамя со львом в небо не взойдет. Тогда с двух сторон на не­мецкую свинью ударим. Таков весь мой замысел. У ко­го еще какие соображения есть?

Соратники молчали, вздыхая и обдумывая все, что сказал Александр. Он по очереди вглядывался в их лица и видел, как они мысленно перебирают обозначенные им расположения полков, и вроде бы все сложилось в его замысле так, как надо. Ему и самому было удиви­тельно то, как он вдруг все распределил. Все, о чем он ду­мал в последние дни неясно, вдруг выстроилось само со­бою и теперь казалось стройным и разумным.

— Мое разумение таково, что лучшего построения и не придумать, — первым признался Яков, и это бы­ло особенно приятно Александру, потому что ловчий обладал несравнимым охотничьим чутьем.

— Если и все другие такого же мнения, вернемся в Кобылье Городище и соберем общий совет воевод.

— А у меня есть вопрос один, можно его задать? — спросил Ратисвет таким голосом, что Александр тот­час догадался — сейчас что-нибудь смешное спросит. Красиво и ладно петь, в отличие от незабвенного Ратмира, сей юный отрок не умел, но зато обладал весьма острым умом и умел так пошутить, что в самый тяжелый и грустный час мог выдавить из людей если не смех, то хотя бы улыбку.

— Ну-ну? — разрешил Александр, предвкушая искру Ратисветова остроумия.

— Вот у немцев построение именуется свиньей, и ты, светлый княже, все твердишь: «Нападем на не­мецкую свинью с двух сторон». А ведь сейчас Великий пост. Хорошо ли нам будет такою свининой разгов­ляться?

— Ничего, Спиридон благословит, — ответил Александр, трогая коня своего. Все рассмеялись и по­ехали следом за князем.

Ехали молча, у Александра в животе заскреблось от голода. С утра, как поели в Кобыльем Городище ржаной солодухи с горячим хлебом, так с тех пор ма­ковой росинки во рту не было. К обеду хозяева обеща­ли наварить разнообразие каш, чтобы все могли насы­титься вдоволь, ибо на завтра, на день битвы, назна­чался наистрожайший пост до самого одоления, аще таковое произойдет.

Судя по молчанию, все тоже думали о еде, прислу­шиваясь к рычаниям диких зверей в густых чащобах своей утробы. Как всегда в таких случаях, молчанием старших по чину воспользовался Андреев отрок Ники­та Переяска:

— А вот я слышал, что на горе Афоне есть один старец по имени Мавридон. Сам такой маленький-ма­ленький и сухонький-сухонький. Он славится тем, что всю свою жизнь соблюдал в течение всего года Вели­кий пост так, как его соблюдают в Великую пятницу. А потом вдруг стал есть все подряд: и свинину, и бы­ков, и баранов. И целыми днями ест их ненасытно.
В день по целому быку съедает. В другой день трех свиней съест. В третий — стадо баранов поглотит. И все ему мало. Со всех окрестных греческих селений к нему приводят стада и тут же, рядом с его кельей, жарят-парят. Он ест и все кричит: «Еще подавай!»
А сам по-прежнему остается махонький и сухонький.

Посмотришь: в чем только душа держится, а при этом такое вот ненасыщение!

— Отчего же он так прожорлив стал? — удивился князь Андрей. По голосу его слышалось, что ему, как всегда, неловко за своего верного и надежного, но столь легоязычного оруженосца. — Опять ты мелешь пусто­ту какую-то!

— А вот дослушайте, — невозмутимо отвечал Никита. — Однажды накануне Пасхи к нему в келью явился сам целитель и великомученик Пантелеймон и сказал: «Радуйся, Мавридоне! На великий подвиг те­бя благословляет сам Иисус Христос! С сего часа в тебе
откроется бездонная утроба, и ты будешь есть все под­ряд, и одно только скоромное. А за это многих христи­ан на миру спасешь». И когда Пантелеймон ушел, ста­рец Мавридон почувствовал такой страшный голод, будто и впрямь в животе у него распахнулась про­пасть. Пошел и прямо в пятницу Страстей Господних съел целую свинью, пробегавшую мимо монастыря. И с того дня началось. И все это ради спасения право­славных.

— Да как же сие спасение происходит-то? — не­ терпеливо спросил Терентий Мороз. — Ничего не по­нимаю!

— Это потому, что ты бывший немец и еще не вполне православным умом окреп, — довольно подло ударил Терентия в больное место Переяска. — Нам-то сразу понятно, в чем наше спасение от Мавридона.

— А мне не понятно! — рассердился на братова от­рока Александр. — Должно быть, оттого, что и во мне не вся кровь чисто русская, а имеется и чешская, и молдавская, и английская, и даже свейская присут­ствует. Ежели подсчитать, то и я на треть немец. Рас­толкуй нам, немцам, про Мавридоново спасение!

— Да не слушайте его, брате! — испугался Алек­сандрова гнева князь Андрей. — Переяску моего не знаешь? Откуда там мимо Афона свинье пробегать? Да и имени такого нет — Мавридон.

— Оно новое, — обиженно и громко воскликнул Никита. — А спасение от Мавридона идет вот какое. Допустим, Туреня захотел в Великий пост тайно сви­нины или баранины пожрати...

— Почему это я захочу свинину или баранину! — возмутился второй Андреев отрок Туреня. — Эй! Никитка!

— Ладно, ладно, допустим, не наш Туреня, а ка­кой-то другой Туреня решит полакомиться скоромным во время самых строгих дней поста. Но в сей же миг старец Мавридон на святой горе Афоне вместо него эту свинью или барана съест, а у Турени в животе благо­ дать вспыхнет и пуще прежнего — отвращение к ско­ромному. Так Мавридон и многих других спасает.

— Враки! — сердито сказал князь Андрей. — Нынче же пойдешь на исповедь.

— Нынче все пойдем исповедоваться, — отвечал Никита. — И вовсе это не враки. Могу даже привести доказательство.

— Приведи!

— Очень просто. Заметьте, что в последнее время постящихся на Руси сильно прибавилось. Спраши­вается: отчего? Ответ: воздействие Мавридонова по­двига.

— А не слышно ли там про такого старца, который бы ежедневно вино бочками в себя вливал? — спросил Никиту Ратисвет. — Я вот отчего-то в последнее время вина совсем не хочу. Глядишь, и вовсе, по примеру князя Александра, брошу пить его. Хороший был бы
монастырь на Афоне! Один стадами скот пожирает, другой бочками вино хлещет, третий по сотне жен в день у себя принимает, четвертый окрестности грабе­жом разоряет. А за это во всем христианском мире ни­кто не пьет, все постятся, с женами, аки ангелы, не по­знаются, и никто никого не грабит, не разоряет.

Княжий отряд тем временем выехал к повороту, за которым открылся вид на залив, образующийся впадением в озеро реки Желчи. Слева и спереди вставали острова — Озолица и Городец, высоко вздыма­лась скала Вороньего Камня, а справа уходили в небо многочисленные дымы над кострами и печными тру­бами — всюду варился предстоящий обед, особенно там, далеко, в четырех верстах отсюда, в Кобыльем Го­родище, богатом селе, ставшем главным пристанищем русской рати.

Вдоль всего побережья залива располагались в больших количествах богатые селенья, много здесь было для человека промыслов — рыбная ловля, охота, грибы и ягоды, а главное — место сие лежало на торго­вом пути из Пскова и Новгорода в Юрьев, который вот уже скоро двадцать лет оставался под владычеством Тевтонского ордена. Доблестный князь Вячко тогда не сумел отстоять город и сам погиб честной смертью в битве с жадными до наших земель иноплеменника­ми. Но ничего, дай только срок, одолеем Андрияша, наберемся еще сил и пойдем отвоевывать славный град Ярослава Мудрого. Не век же ему носить позор­ное иноземное наименование Дарбете.

Однако после глупого Переяскина рассказа до чего же круто в животе взыграло! Так и ворочается все там, будто в неводе, переполненном уловленной рыбой. Кстати, о рыбе — архиепископ Спиридон сказал, что готов благословить перед битвой вкушение рыбы, но никто не выразил по сему поводу восторга. От ведь какие — понимают, что перед священным сражением лучше всего будет соблюсти Божий пост.

А вот каши — другое дело! Сельский староста Ко­быльего Городища Пересвет обещал после полудня ус­троить всему воинству пышный великопостный пир — наварить каш, каких только хочешь. Горохо­вых с морковью и луком, ячменных с грибами и ре­пой, пшеничных с кореньями и сушеными ягодами, из сарацинского пшена с шепталами и провесным ви­ноградом, из ошастанного проса с маком и медом122.

— Эх! — воскликнул Александр. — Хорошо, что Мавридон за нас каши не съедает!