НЕБО НАД ПЕЙПУСОМ

Молотобоец из Риги по имени Пауль Шредер вос­торженно принял этот страшный удар и треск, свиде­тельствовавший о том, что немецкие и русские войска вступили в соприкосновение друг с другом. И в этом тоже была Вероника Хаммер, как сияла она во всем волнующем утре, сулившем победу германскому ору­жию. Трубили трубы, и в них он слышал волшебный голосок своей возлюбленной. Свистели стрелы, и в их свисте и шелесте Пауль слышал, как шелестят платья Вероники.

Бедная Вероника! Она боялась его не на шутку. Он говорил ей:

— Не бойся меня, ангел мой, я только с виду сви­реп и страшен, а в душе я нежнее младенца и ласковее теленка.

— Нет, — возражала капризная дочка купца Ген­риха Хаммера, — про тебя говорят, что ты можешь убить кулаком лошадь, а то и быка. У тебя ручищи вон какие! Если ты обнимешь меня, моя хрупкая талия пе­реломится, как тонкая весенняя сосулька.

Сильнее, чем Пауль Шредер, и впрямь трудно было отыскать человека во всей Риге. Уходя на войну, Па­уль сам изготовил для себя мощное орудие — длинную дубинищу с особенным набалдашником, из которого во все стороны торчали страшные зубья и зазубрины, а на самом конце далеко вперед выдавалось жало, как у отменного копья. Подобные дубины принято было именовать «моргенштерн» — «утренняя звезда», но Пауль Шредер так полюбил свой моргенштерн, что присвоил ему особенное наименование — Шрекнис, оно означало — «вызывающий ужас».

Он бы, конечно, не пошел на войну, если бы не меч­та о Веронике Хаммер. Ее отец не хотел выдавать дочь замуж за молотобойца, пусть даже и имеющего свою собственную кузницу. Доспехи и оружие, изготовляв­шиеся в кузнице Шредера, славились на всю Ригу. Но и это не повлияло на решение купца Хаммера.

Тогда за дело взялся доблестный тевтонский рыцарь Андреас фон Прегола, для которого Шредер изготовил великолепные латы. Оценив недюжинную силищу риж­ского молотобойца, рыцарь стал завлекать его большими воинскими трофеями, которые сулил всему немецкому воинству поход на схизматиков, отступивших от истин­ной веры и отказавшихся признавать папу римского.

— Когда ты возвратишься вместе со мной в Ригу, при тебе будет такой обоз всевозможного добра, что ду­ралей Хаммер мгновенно выдаст за тебя свою доч­ку, — увещевал Пауля фон Прегола.

И простодушный кузнец искренне поверил рыца­рю. Да и куда ему было деваться. Последнее время, ви­дя, что никак не удается завоевать птичье сердчишко Вероники, от отчаяния Пауль готов был выйти на ули­цу и расплющить голову любому первому попавшему­ся ротозею, лишь бы выплеснуть из себя то море тоски и силищи, которое накапливалось в нем с каждым днем. Поэты слагали канцоны о возвышенной и востор­женной любви, но всегда в стихах влюбленный молодой человек был обязательно благородного происхождения, странствовал по миру и завоевывал сердце возлюблен­ной красавицы различными подвигами. Но что-то не слыхать было о таких песнях, в которых бы воспева­лась любовь простого молотобойца. А тем не менее, в грубой и неотесанной плоти Пауля Шредера таилось настоящее возвышенное чувство, ибо любой его при­ятель, попадись на подобный крючок, быстро нашел бы замену и утешение, ведь нет на земле такого уголка, где ощущалась бы сильная нехватка девушек и жен­щин, готовых к любовным утехам. Но Пауль не мог даже помыслить об этом.

— О Вероника! Вероника моя! — шептал он, вороча­ясь по ночам точно так же, как ворочался бы благород­ный рыцарь, а не простой кузнец. Он был влюблен на­стоящей, возвышенной любовью, которая заставляет человека удивляться: «Боже! Как хорошо, что ее зовут именно так! Разве и могло бы у нее быть иное имя?» Он смотрел на других девушек и не мог понять, почему они все на одно лицо и почему они столь отвратительны. Он пытался вообразить себя обнимающим, к примеру, Ан­ну Мюнгель или Вильгельмину Брейтнер, и его тотчас чуть не выворачивало наизнанку, хотя эти девушки по­чему-то считались записными рижскими красотками.

В него была влюблена Бригитта Ринк, она частень­ко приходила полюбоваться его работой в кузнице. Друзья говорили: «Чем тебе не пара? И красивая, и оп­рятная, любой бы согласился стать ее мужем», но Па­улю казалось, будто это не девушка, а молоденькая крыска приходит и подсматривает за ним, настолько Бригитта не шла в его понимании ни в какое сравне­ние с Вероникой Хаммер.

Если бы не Андреас фон Прегола, молотобоец Па­уль плохо бы кончил дни своей жизни. Скорее всего, он взобрался бы на высокую стену строящейся Дом-кирхи124 и с наслаждением упал с нее вниз головой, чтобы эта пылающая голова вошла в его грудную клет­ку и ударилась о сердце, переполненное тоской и бо­лью неразделенной любви.

Но теперь все было по-другому. Благородный ры­царь Андреас уговорил отца Вероники не выдавать за­муж свою дочь до тех пор, покуда кузнец Пауль Шре­дер не вернется в Ригу.

— Я привезу тебе, моя возлюбленная, все золотые и алмазные перстни, которые носят русские княгини, и украшу ими твои пальчики! — пообещал он Верони­ке на прощание.

— Смотри же, Пауль, никто не тянул тебя за язык, — усмехалась избалованная девушка, которая на самом-то деле была отнюдь не так хороша, как ка­залось влюбленному кузнецу, можно было отыскать сотню рижанок гораздо более красивых. — Если ты украсишь мои руки алмазами так, что не будет видно пальцев, я, быть может, соглашусь пойти за тебя за­муж. Но только чтоб эти перстни и впрямь были из тех, которые носят русские княгини.

И вот теперь он шел по льду озера Пейпус, неся на плече свой тяжеленный моргенштерн по прозвищу Шрекнис, а впереди уже вовсю молотилось, как в его рижской кузнице, только еще страшнее и громче. Слы­шались крики, рев, лязг оружия и — удары, удары, уда­ры... И в мечтах своих он уже видел, как возвращается в Ригу и как глашатаи кричат о нем: «Вот идет славный Пауль Шредер! Молотобоец, сразивший тысячу руси­чей! Это его моргенштерн залил русской кровью весь лед озера Пейпус! Это ему русские княгини отдали все свои золотые и алмазные перстни!..»

Оглядываясь, Пауль видел Андреаса фон Преголу и его брата Михаэля, одетых в латы, выкованные в его кузнице. Они ехали на лошадях не в рыле, а в левом плече свиньи. А Пауль шел пешком почти в середине рыла и видел вокруг себя только тех, кто сидел верхом, да самых ближних пехотинцев — Маркуса Трейля, то­же рижанина, Адольфа Брауна, из рижских предмес­тий, троих эстов, постоянно распевавших свое дурац­кое «писпилли», которое, должно быть, взбадривало их, но сильно раздражало Пауля. А ему уже не терпе­лось поскорее приступить к молотиловке, потому что надоело держать Шрекниса на плече, хотелось дать ему кровавой пищи.

Грохот впереди все усиливался, а Пауль до сих пор оставался не в битве.

— Эх! — волновался Маркус Трейль. — Вот-вот и до нас дойдет!

— Хорошо бы, — вздыхал Пауль. — А то братья Хейде со своими людьми окончат сами все дело, а нам никакой славы не достанется.

— Да уж, конечно, кончат! — возмущался Маркус.

— Они могут, — простодушно возражал Пауль. — Уж больно сильно свирепы на русских за то, что те вы­ гнали их из Плескау.

— Не бойся, кузнец, хватит и твоей дубине рабо­тенки, — смеялся Адольф Браун.

— Скорей бы. — В нетерпении Шредер поднимал очи к небу и видел там сердитые русские облака, серо бегущие по суровому низкому небу, будто и в них скрывались вражьи полки, готовые вот-вот ринуться на немцев сверху. И Паулю хотелось подпрыгнуть и садануть по этому небу своим тяжелым моргенштерном, раскроить небесные доспехи, чтоб оттуда брызну­ла кровь и посыпались золотые и алмазные перстни. Темно-красное знамя Рогира фон Стенде время от вре­мени плескалось над лицом оружейника из Риги, но потом снова отодвигалось в сторону, оставляя про­странство для серого неба, лишь слегка озаренного какими-то далекими солнечными лучами, не способны­ми пробиться к людям.

Все ближе и ближе становились удары, лязг, треск и стоны, все нестерпимее хотелось поскорее дать пер­вому русичу первый крепкий удар. Пусть они придут в восторг от того, как он умеет ударить сверху, а потом резко ткнуть острием моргенштерна рывком вперед, убивая еще одного.

Несколько раз в жизни ему доводилось ходить на войну, но это были карательные походы против бунту­ющих латгалов и ливов. Первые восставали против тевтонцев, вторые — против засилия латгалов на ис­конных ливонских землях. И тех и других не состав­ляло особого труда привести в чувство. Но в такое большое сражение молотобоец Пауль шел впервые. Он прислушался к своему сердцу и вдруг понял, что оно колотится от волнения. Это его испугало — он не дол­жен был пребывать в смятении. Чтобы успокоиться, Шредер стал в уме подсчитывать, кто еще ему остался в Риге должен за работу, вспоминая, в какие сроки должники обязаны были вернуть деньги, и получа­лось, что до конца года Паулю обеспечено безбедное существование. А тем более, если нынешний поход окажется успешным.

В таких приятных мыслях он продолжал двигаться все ближе и ближе к грохоту и треску. И прежде чем мо­лотобоец Шредер вступил в битву, он успел еще раз взглянуть на русское небо и увидеть тяжелые серые об­лака, сквозь которые пыталось пробиться весеннее солн­це. Рыжий эстонец Кало взялся размахивать своей була­вою и едва не попал набалдашником по голове Пауля.

— Ну ты, рыбье охвостье! — толкнул его в свою оче­редь Пауль, и в следующий миг пред ним распахнулось пространство боя — Кало рухнул ему под ноги с рас­плющенным черепом, успев обрызгать своей рыжей кровью открытую шею Пауля. Тотчас разъяренные ос­каленные морды русичей вспыхнули перед рижским оружейником, и он — наконец-то! — взмахнул своим грозным Шрекнисом, да так, что в грудной клетке у не­го хрустнуло. Он обрушил первый удар на круглый рус­ский щит с изображением летящего орла, и щит трес­нул, но не рассыпался. Далее Шредер подставил свой щит и отразил им два не очень сильных дубинных уда­ра, вновь размахнулся моргенштерном и ударил куда-то в человеческую гущу, в сверкание кольчужных ко­лец, в бородатые кудри... Удар его пролетел сквозь воз­дух, не наткнувшись на человечью плоть, увлекая Пауля немного вперед, делая его на миг беззащитным. Короткий и легкий миг, но его хватило, чтобы чье-то тяжелое кропило хрястнуло рижского оружейника по загривку, припечатало его новым ударом ко льду. Еще не понимая, что произошло, Пауль распластался гру­дью на холодном льду Пейпуса, с недоумением глядя на льющуюся откуда-то густую кровь, пятно которой быс­тро увеличивалось в размерах — алое на белом. Он глот­нул воздуха и захрипел, потому что воздуха не было. Глаза его выпучились от грянувшей боли в спине и за­тылке, сознание поплыло, взбалтывая вокруг себя гус­тую пену, и в той пене сверкнул насмешливый и не лю­бящий взгляд Вероники. «Ты еще полюбишь меня!» — хотел было крикнуть ей Пауль Шредер, но жизнь вмес­те с невыплаченными долгами заказчиков, вместе с не-доставшимися ему перстнями русских княгинь и вмес­те с этими тяжелыми серыми облаками неумолимо по­сыпалась из его убитого тела.