БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ

По благословению архиепископа Спиридона мол­чальник монах Роман и священник Николай шли во­круг битвы с крестным ходом. Впереди шел Николай, неся перед собою старинный образ Святого Георгия Победоносца. Роман двигался за ним следом, стараясь глядеть только на огонек лампады, чтобы, не дай Бог, внезапный порыв ветра не загасил ее. Но никакого ве­тра, слава Богу, не было, так только — легкие ветерки гуляли над Чудским озером в этот час позднего утра, приближающегося к полудню.

Сей храбрый и на редкость малочисленный крест­ный ход двигался по следу Александровой конницы, только что ударившей немецкому войску в бок, но в какой-то миг Роман сообразил, что Николай мо­жет увлечься и по следу Александра дойти до самой битвы. Он дернул его сзади за легкий тулупчик, надетыи поверх подрясника, и направил в сторону от мес­та сражения.

— И то верно, — сказал Николай, поворачивая. — Спиридон-то велел нам стороной все обойти. Только вот одно плохо — владыка не сказал, что нам петь нужно при нашей ходьбе. Псалмы или что иное. Как ты думаешь, Романе? Молчишь? Ну ты, вероятно, в душе поёшь. А мне что петь? «Воскресение Христово видевше...» — рано, Пасха еще нескоро. А! Вот что я буду — «Спаси, Господи, люди Твоя». Правильно? Она же о победе.

Он оглянулся на Романа, и Роман кивнул ему. Взбодрившись, отец Николай запел густым голосом:

Спаси, Господи, люди Твоя

И благослови достояние Твое,

Победы православным Христианом

На сопротивные даруя

И Твое сохраняя

Крестом Твоим жительство!

Монаху Роману стало тепло на душе от голоса Ни­колая. Он боялся, что тот от волнения снова будет го­ворить без умолку, как там, на Вороньем Камне. И Ро­ман стал мысленно подпевать впереди идущему спут­нику своему.

С детства он любил петь. Знал все народные песни и сказания, но больше всего ему нравилось песнопение церковное. Став монахом и получив новое монашеское имя от Романа Сладкопевца, он в том углядел для себя предзнаменование. Однажды тайком произвел он на свет кондак131 собственного сочинения, который пока­зался ему столь совершенным, что Роман стал особенно благодарить небесного своего покровителя, зачинателя кондаков. Так он насочинял множество кондаков на всякие праздники, и все они казались ему прекрасны­ми, а сам себе он уже казался новым Сладкопевцем и лишь ждал часа, когда можно будет выказать свое дарование. Но в то же время бес гордыни стал все больше и больше обуревать его. Постепенно сделался Роман нетерпимым к людям, замечал в каждом грехи его и всякую малую погрешность возводил в чин смертно­го греха. Даже о некоторых иерархах иной раз мог свое суждение иметь, и суждение не самое лицеприятное.

Но и себя на исповедях не жалел Роман, приняв­ший сан монаха. Однажды, исповедуясь отцу настоя­телю, он произнес следующие слова:

— Неистово многогрешен аз, владыко! Несть кон­ца неправде под моим ангельским одеянием...

— Э, постой-ка, — перебил его настоятель. — Не перегнул ли ты палку, брат Роман? Коли у тебя под ан­гельским одеянием сплошная неправда, то как же ты можешь носить сей образ на себе? Тут дело далеко за­шло. Слышал я о тебе, что ты кондаки сочиняешь и да­же тайно кое-кому дерзаешь петь их, собирая вокруг себя восторженных почитателей. А ну спой мне наи­лучший из них.

Роман смутился, но спел свой собственный кондак, посвященный Рождеству Христову. «Вот он мой миг!» — думалось ему, ибо ведь и Роман Сладкопевец впервые прославился своим рождественским кондаком. Но вдруг он увидел весьма строгое выражение на лице настоятеля и внезапно осознал, насколько кондак Романа Сладко­певца лучше, нежели сей, только что спетый.

Долго молчал настоятель. Роман все ждал и ждал слов от него, а он все молчал и молчал, молчал и мол­чал. Оторопь взяла Романа. Он догадался, что значит сие скорбное молчание. Догадался и спросил:

— И сколько молчать мне заповедуешь?

— До тех пор, пока не осознаешь заблуждений своих, — вмиг просветлев лицом, сказал настоя­тель. — До тех пор, покуда само из тебя не прорвется слово человеческое. Одним могу тебя утешить — гля­дишь, после благого молчания твоего и впрямь на­учишься сладостные кондаки и прочие песнопения со­чинять.

Так и случилось, что более двух лет тому назад мо­нах Роман принял обет благого молчания. Молчальни­ком он на Неву вместе с Александром и отцом Никола­ем ходил. И был миг, когда показалось ему там, что го­тово прорваться его молчание. Ратмир, любимейший певец князя Александра и всего народа, пал в битве, и никто не мог утешиться, оплакивая эту гибель. Что-то подсказывало Роману: прерви молчание, спой и утешь Александра. Но что-то и сдерживало его: нет, рано, и года не прошло, как ты молчишь, разве быва­ют столь кратковременные послушания? Терпи — и воздастся тебе еще больше. Так он мучался тогда, но не прервал молчания.

И вот теперь Роман шел след в след за отцом Нико­лаем, нес лампадку, на которой горел огонек, зажжен­ный от Благодатного Огня, сходящего в Иерусалим­ском храме Воскресения Христова в субботу перед Па­схой, и волнение распирало его — неужто теперь, через два молчаливых года, за которые ни словечка не было им промолвлено, суждено ему прервать обет? Он думал так потому, что чувствовал, как пение рождает­ся в душе, как распирает оно его легкие, готовое вот-вот вырваться наружу.

Но покамест он лишь мысленно подпевал отцу Ни­колаю. Они перешли все озеро и ступили на берег. Снег влажно хрупал под ногами, становилось все теп­лее и теплее. С берега еще раз посмотрели на сраже­ние. Видно было, что немецкую свинью упорно делят надвое, но хватит ли сил добить, довалить ее?..

— Помогай Боже! — перекрестился отец Николай и двинулся дальше по берегу, отходя от озера, дабы хвостовые немецкие заставы не заметили их. Он и петь теперь стал совсем тихо, боясь, что их услышат. А Роману все больше и больше хотелось поднять голо­ву к небесам и запеть во всю силу своих отяжелевших легких.

Он вдруг отчетливо увидел несовершенство своих прежде сочиненных песнопений, их затянутость, от которой создавалась заунывность. Как мог он дер­зать сравнивать себя с Романом Сладкопевцем! Теперь это не укладывалось в его голове, и горячая благодар­ность к отцу настоятелю, направившему его на путь истинный, заливала грудь монаха-молчальника.

Они с отцом Николаем шли по лесу, вспученному болотными кочками, и идти было нелегко, а глав­ное — страшно, что споткнешься, упадешь и погасишь Благодатный Огонь. То там то сям вдалеке виднелись немецкие заставы, но Бог миловал, и они миновали их благополучно. Под снегом было сыро, и ноги Романа, обутые в легкие монашеские калиги132, быстро намок­ли. Но он старался не замечать этого, думая только о цели крестного хода. Наконец он и отец Николай, обойдя стороной все береговое расположение войск ор­дена, стали выходить к озеру, а когда вышли, глазам их предстала совсем иная картина, нежели та, которую они могли наблюдать со стороны, еще только отправля­ясь в свой крестный ход. На льду озера творилось уже нечто совсем беспорядочное — битва шла всюду, воин­ские построения распались на множество кусков. Трудно было сказать, кто кого одолевает, но отец Ни­колай твердо заявил:

— Судя по всему, наша берет.

Они осторожно сошли с берега и снова ступили на лед озера. Одесную от себя они увидели чуть поодаль дымы и крыши большого села Узмени, а возле самого берега — множество народу, жителей этого села, со­бравшихся, чтобы поглазеть на происходящее. Отец Николай, повернувшись к ним, высоко поднял над со­бой икону и сначала потряс ею:

— С нами Бог! — крикнул он громко.

— С нами Бог! — закричали ему в ответ узменцы, вскидывая вверх руки.

Отец Николай иконой осенил их крестно, и они в от­вет все по нескольку раз перекрестились, радуясь столь верному знаку. После этого монах Роман и отец Нико­лай двинулись дальше, но тут слева от себя они увидели зрелище, заставившее их содрогнуться. Огромная лави­на немцев, отделившись от общего месива битвы, кати­лась в их сторону. Прикинув расстояние, Роман сразу понял, что вряд ли они успеют добежать до другого бере­га прежде, чем сия лавина докатится до них, но все же они с отцом Николаем прибавили шагу и почти побежа­ли, насколько это было возможно, чтобы не расплескать лампаду и не загасить священное пламя.

— Не успеем, — горестно воскликнул отец Нико­лай, когда, пробежав сотню шагов, они увидели, что немцы уже совсем близко — уж видны были их озлоб­ленные, обезумевшие лица, казалось даже, слышно их учащенное, пылкое дыхание.

Остановившись, отец Николай и монах Роман вста­ли лицом к надвигающейся к ним толпе врагов и за­мерли. Отец Николай вознес над собой икону со Свя­тым Георгием Победоносцем и воскликнул громко:

— Да воскреснет Бог! И да расточатся врази Его!

А Роман застыл, протягивая в сторону немцев лам­паду с Благодатным Огнем. Он понимал, что, возмож­но, именно теперь наступил тот миг, когда ему следу­ет отрешиться от благого молчания и тоже крикнуть что-либо, но в то же время он, оказывается, так при­вык безмолвствовать, что ему гораздо легче было и кричать безмолвно. И он, не открывая рта, всем су­ществом своим неслышно прокричал:

— Анафема на вас! Сгиньте! Провалитесь!

И священный ужас объял все его существо в следу­ющий же миг, когда раздался оглушительный грохот и осатаневшая толпа немцев разом стала проваливать­ся под лед Чудского озера, в черную воду преиспод­ней. Глыбы льда взметались вверх и тотчас, как огром­ные крышки, погребали под собой провалившихся тев­тонцев, тяжелые доспехи которых мгновенно утягивали их на дно. Там, вдалеке, где лед не проло­мился, чухна и немцы продолжали сыпаться в образо­вавшуюся величайшую прорубь, не в силах сразу оста­новиться, подпираемые бегущими сзади. Иные, по сторонам от огромной полыньи, разбегались в смертель­ном ужасе, побросав щиты и оружие, сбрасывая с себя на бегу шлемы и доспехи. Одни из них бежали прямо к русским войскам, чтобы у них обрести смерть или плен. Другим посчастливилось больше — они устре­мились к западному берегу озера, где еще можно было надеяться на спасение.

— А-а-а-а-а-а! — кричали за спиной у Романа и Николая узменцы.

— О-о-о-о-о! Хох-хо-ооо! — восторженным медве­дем ревел отец Николай.

И тут монах Роман не выдержал и открыл рот, что­бы красиво и во весь голос воспеть происшедшее:

— Благословен Бог наш! Всегда, ныне и присно и во веки веков!

— Ам-м-м-минь! — низким голосом подхватил отец Николай. Солнце вынырнуло из-за ледяных не­бесных глыб и озарило ярким золотым сиянием вели­чественную картину окончания Ледового побоища.

— Спаси, Господи, раба Твоего — благоверного князя Александра — и даждь, Господи, ему здравия духовного и телесного и мирная Твоя и премирная благая! — продолжал с неизведанным доселе наслаж­дением петь монах Роман.

В сей миг из ледяного крошева в нескольких шагах от Николая и Романа вылезли чьи-то руки, а следом за руками высунулась из черной воды мокрая голова с белым и жалобным лицом. Не сговариваясь, отец Николай и монах Роман — первый бережно положил на лед икону, а второй поставил лампаду, ринулись на помощь, подхватили немца под локти и стали тянуть, не думая о том, что и сами могут провалиться, если лед под ними подломится. И вытянули его, и потащили волоком подальше от губительной проруби, спасли ду­рака такого.

— Ich bin... Ich bin... — стуча зубами, блекокотал немец. — Ich bin... kein Krieger... Ichbin ein Spielmann133.

— Шпильман, значит? — усмехнулся отец Нико­лай. — Ну, будем знакомы. А я Николай. А он — Ро­ман. Помни спасателей своих, дурья твоя башка. И че­го ты в своей Дудешландии не сидел. Шпильман?

— Ja, Spielmann! Ich bin ein dudeschen Spiel-mann1"! — продолжал стучать зубами и трястись всем своим мокрым существом спасенный немец.

К ним подбежали узменцы, и монах Роман, искрен­не сожалея о том, что окончилось его благое молчание и что вновь надо осваивать человеческую речь, сказал:

— Этого шпильмана сберегите. Подарите его князю Александру. Пожалуй, он единственный, кто спасся, провалившись в сию великую и священную прорубь.

Он поднял со льда лампаду и пошел дальше в сто­рону восточного берега озера. Отец Николай взял ико­ну и на некотором расстоянии последовал за ним.

— Куда вы! Ведь тоже провалитесь! — кричали им жители Узмени.

— Мы не провалимся, — весело ответил им отец Николай. — С нами крестная сила!