Из книги «Проблемы творчества Достоевского»

Из книги «Проблемы творчества Достоевского»

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Предлагаемая книга ограничивается лишь теоретичес­кими проблемами творчества Достоевского. Все историче­ские проблемы мы должны были исключить. Это не зна­чит, однако, что такой способ рассмотрения мы считаем методологически правильным и нормальным. Напротив, мы полагаем, что каждая теоретическая проблема непре­менно должна быть ориентирована исторически. Между синхроническим и диахроническим подходом к литера­турному произведению должна быть непрерывная связь и строгая взаимная обусловленность. Но таков методоло­гический идеал. На практике он не всегда осуществим. Здесь чисто технические соображения заставляют иногда абстрактно выделять теоретическую, синхроническую про­блему и разрабатывать ее самостоятельно. Так поступи­ли и мы. Но историческая точка зрения все время учиты­валась нами; более того, она служила тем фоном, на ко­тором мы воспринимали каждое разбираемое нами явле­ние. Но фон этот не вошел в книгу.

Но и теоретические проблемы в пределах настоящей книги лишь поставлены. Правда, мы пытались наметить их решения, но все же не чувствуем за собою права на­звать нашу книгу иначе как «Проблемы творчества До­стоевского».

В основу настоящего анализа положено убеждение, что всякое литературное произведение внутренне, имма­нентно социологично. В нем скрещиваются живые соци­альные силы, каждый элемент его формы пронизан жи­выми социальными оценками. Поэтому и чисто формаль­ный анализ должен брать каждый элемент художествен­ной структуры как точку преломления живых социальных сил, как искусственный кристалл, грани которого постро­ены и отшлифованы так, чтобы преломлять определен­ные лучи социальных оценок, и преломлять их под опре­деленным углом.

Творчество Достоевского до настоящего времени было объектом узкоидеологического подхода и освещения. Интересовались больше тою идеологией, которая нашла свое непосредственное выражение в провозглашениях Досто­евского (точнее, его героев). Та же идеология, которая определила его художественную форму, его исключитель­но сложное и совершенно новое романное построение, до сих пор остается почти совершенно нераскрытой. Узко­формалистический подход дальше периферии этой фор­мы пойти не способен. Узкий же идеологизм, ищущий прежде всего чисто философских постижений и прозре­ний, не овладевает именно тем, что в творчестве Достоев­ского пережило его философскую и социально-политиче­скую идеологию,— его революционным новаторством в области романа как художественной формы.

В первой части нашей книги мы даем общую концеп­цию того нового типа романа, который создал Достоев­ский. Во второй части мы детализуем наш тезис на кон­кретных анализах слова и его художественно-социальных функций в произведениях Достоевского.

 

ИЗ ГЛАВЫ

ФУНКЦИИ АВАНТЮРНОГО СЮЖЕТА

Сюжет у Достоевского совершенно лишен каких бы то ни было завершающих функций. Его цель — ставить че­ловека в различные положения, раскрывающие и… Шатов говорит Ставрогину перед началом их проник­новенной беседы: «Мы два… В сущности, все герои Достоевского сходятся вне вре­мени и пространства, как два существа в беспредельно­сти.…