Уроки детства

Итак, ваша первая группа в жизни: это вы и тот, кто заботился о вас в младенчестве.
Изначально вы не можете отделять себя от окружающего мира. Ваше тело и ваша кроватка - нечто единое; улыбающееся лицо и теплое дыхание, которое вы периодически видите и чувствуете, не являются вашими, но вы еще этого не знаете. Затем вы замечаете, что когда вы поворачиваете голову, вид вокруг меняется. Прикосновения к ноге и к лицу вызывают разные ощущения, но оба ощущения радикально отличаются от того, когда к вам прикасается чья-то другая рука. Постепенно вы узнаете, что улыбающееся лицо и теплое дыхание появляются не по вашему желанию. Вам надо как-то выразить свои потребности - и, как убеждаются все родители, вы находите для этого способ. Вы больше не являетесь единственным обитателем своего собственного мира. Вы начинаете воспринимать, чувствовать себя нужным кому-то. Удовольствие и дискомфорт оказываются чувствами, которые могут зависеть от других людей. Первое разграничение в нашей жизни происходит где-то в раннем детстве, когда вы понимаете, что я и они - не одно и то же. Наша зависимость от окружающих постепенно растет; соответственно увеличивается и наше чувство незащищенности, поскольку мы узнаем, что мы не можем контролировать все, что находится вокруг нас.
От того, как в раннем детстве сложатся у вас отношения Между "они" и "я", во многом зависит, как вы будете строить отношения с людьми во взрослой жизни. Мы начинаем с того, что узнаем, как можно повлиять на кого-то, кому можно доверять - и, методом проб и ошибок, начинает развиваться наше личностное сознание. По реакции окружающих людей вы можете судить "Насколько я хорош".
И именно из этого самого несмышленого детства идут все наши страхи, и там зарождается неуверенность. Но мы взрослеем, одни впечатления сменяют другие, заботы накладываются на проблемы, и когда вдруг липкой волной накатывает ужас при виде вашей начальницы, нарядившейся в блузку в горошек, то вы не можете понять, что случилось. И робеете, теряетесь, забываете слова, заикаетесь, хотя начальница ваша смотрит на вас весьма доброжелательно и ждет комплиментов по поводу ее нового наряда. Но язык не поворачивается сказать ей что-либо - это ужасно, чудовищно! Вы пулей вылетаете из кабинета, так ничего и не придумав. В чем дело?
Именно с такой проблемой пришла ко мне как-то Ирина, секретарь одной из крупнейших коммерческих организаций. Девушка была просто не в себе. Она решила, что сошла с ума. Ирина по характеру человек спокойный, доброжелательный, и аккуратный. Она не так давно нашла работу, и очень дорожила своим местом, начальница Ирине очень нравилась, и она стремилась ей во всем подражать. И вдруг такая глупая реакция. Причем именно на кофточку в горошек. Обычно, когда возникают такие внешне ничем не мотивированные реакции, нужно искать их корни в своем прошлом. Далеком прошлом, скорее всего детстве. Поэтому мы с Ириной решили совершить путешествие во времени. Можно, конечно, погрузиться в гипнотический сон и просмотреть все события, которые могли привести к возникновению такой спонтанной реакции. Мы поймем, что да, все в порядке, я не сумасшедший, я веду себя так, потому что у меня было трудное детство и деревянные игрушки. Что, собственно, с Ириной и произошло - она вспомнила, что очень похожая блузка в горошек была надета на даме, которая завалила ее при поступлении в музыкальную школу. Мама была безумно расстроена, она мечтала, что девочка когда-нибудь будет выступать на большой сцене и станет знаменитой пианисткой. А тут такой приговор: полное отсутствие слуха! И именно тогда возник этот якорь: блузка в горошек создает ощущение полного провала и тотальной несостоятельности. Конечно, в той ситуации эта реакция была прогрессивной и необходимой, интуитивно Ирочка чувствовала, что в музыке для нее нет места. А люди обычно принимают как образец ту форму поведения, которая когда-то принесла пользу. Есть у нас такая особенность. Такие "полезные" приобретения позволяют нам в критических ситуациях поступать, не раздумывая, чисто автоматически. Мы лишаемся возможности выбора, но зато выигрываем во времени. Но, сами понимаете, жизнь идет своим чередом, и этот спасительный "автопилот" в новой ситуации может стать вашим могильщиком. Что же делать? Для того чтобы реально изменить свое поведение, нужно расширить свои возможности для выбора. Вы прошли определенный жизненный путь и наработали опыт реакций и поступков в разных ситуациях. Так вот нужно произвести такую операцию: ввести свой новый опыт реагирования в ваш прошлый образ.
Итак, блузка в горошек вызывает у Ирины панический страх. Я попросил Ирину расслабиться и представить себя взрослой сильной и успешной женщиной, такой, какая она есть сейчас. Девушка вспомнила тот день, когда ей выдали первую зарплату. После работы она пошла в фирменный магазин, порог которого она раньше боялась переступить, и купила себе очень дорогие и модные духи. Этот флакончик и стал для нас символом, который должен был вернуть Ирину в день сегодняшний. Затем мы отправились в прошлое. Я предложил Ирине вспомнить ситуации, в которых она испытывала чувство ужаса и растерянности, подобное тому, которое у нее возникло при виде кофточки в горошек. Мы уходили все дальше и дальше в прошлое. И - вот оно! Учительница музыки, фортепьяно, бледные, дрожащие дети. И липкая волна ужаса. Стоп! Я предлагаю Ирине обратить внимание на эту маленькую девочку, которая замерла возле инструмента. То есть выйти из ситуации и посмотреть на нее со стороны. Затем ей пришлось вернуться к своему флакончику, для того чтобы снова почувствовать себя уверенной и сильной. После чего она спросила у себя, сегодняшней, какие у нее есть ресурсы для помощи той маленькой девочке. И Ирина вернулась к ней, утешила и успокоила ее, найдя в себе то, чего ей не хватало тогда, давно, в музыкальной школе. Они плакали и смеялись и радовались встрече друг с другом. Вы скажете - фантастика, дурдом какой-то! Нет, это реальная история, которую я видел своими глазами. Более того, после того, как Ирина вернулась в настоящее, она и не вспомнила об этой ужасной, кошмарной блузке в горошек. Скажу вам честно - не сам я все это придумал, а использовал технику, применяемую в нейролингвистическом программировании (НЛП), которая называется "метод структурной регрессии". Так что все, что пишут в фантастических романах про путешествия в прошлое, встречи с самим собой и исправление своих ошибок, - правда и имеет реальную научную и психологическую основу. И вы можете это повторить.