Отрепетируйте

Вы уже структурировали свое выступление, используйте эту схему для своей репетиции:
* заголовок;
* ключевые позиции;
* подтверждение;
* история.
Прежде чем пойти дальше, давайте проверим вашу историю. Она должна соответствовать двум базовым правилам рассказывания историй, о которых шла речь в предыдущей главе.
1. Выберите историю, которая нравится вашей аудитории.
2. Выберите историю, которая нравится вам.
И снова: состоит ваша аудитория из одного человека или из одного миллиона, оба правила работают с одинаковой неизбежностью.
Ну что же, теперь вы готовы.
Список того, что от вас теперь требуется, не займет даже одного листка бумаги: у вас есть идея, структура, несколько
ключевых фраз. С этим материалом устройтесь поудобнее, по-; лежите ваши часы так, чтобы вы могли следить за временем своего выступления - и приступайте к делу.
Начните с самого начала и рассказывайте в той же последовательности, в какой разворачивались события. Сначала расскажите свою историю.
Например, наш школьный учитель физики всегда начинал первый урок в новом классе с такой истории:
"Много лет назад жил в Москве маленький мальчик. Жил он с мамой и братом, так как отец у них погиб. В классе у мальчика была кличка Тормоз. Понятно, почему?
Однажды мама, пришла с родительского собрания ужасно расстроенная, накричала на пацанов, схватилась за ремень. И вдруг сказала: "Все, хватит! С сегодняшнего дня вы будете каждый день прочитывать по одной книжке - и вечером мне ее пересказывать. Не расскажете - выпорю, расскажете - рубль дам". Мальчишки уже давно мечтали о велосипеде, хотя бы одном на двоих, а тут такая удача. Если мать будет давать каждый день по рублю - они смогут накопить к лету на новый велик! И пацаны наперегонки набросились на книжки. Пришлось даже записаться в библиотеку, так как дома все непрочитанные книжки быстро закончились.
Но вот однажды на уроке биологии учитель показал черный блестящий камень и спросил, кто в классе знает, что это такое. Никто не мог ответить. И тут руку поднял Тормоз. Этот момент он запомнил на всю жизнь: "Все на меня обернулись и посмотрели так, как будто увидели живую обезьяну".
Но он встал и рассказал про этот камень все, что знал. Дело в том, что как раз вчера он пересказывал матери книгу "Занимательная геология". Его одноклассники были потрясены. Позднее он говорил: "Это был момент, когда я впервые осознал, что я вовсе не тормоз".
К середине шестого класса он стал самым лучшим учеником класса, а в седьмом выиграл городскую олимпиаду по физике. И каждая прочитанная книжка давала ему гораздо больше, чем мамин рубль. Она давала ему знания, уверенность в себе и открывала перед ним невероятные горизонты. Он отлично учился в старших классах, а затем закончил МГУ.
В тридцать лет у него было запатентовано десять изобретений и написано три книги.
И знаете, кто это был? Это был я!
Если не верите - оглянитесь назад, видите - на почетном месте стоит тот самый велосипед, который мы с братом купили вскладчину на честно заработанные деньги".
Вам понравилась эта история? Если она тронула вас, она тронет и аудиторию.
Хорошо, предположим, вы начали с истории. Теперь следует представить ваши ключевые позиции. Говорите медленно. Про цитируйте факты в подтверждение своих позиций. Говорите медленно. В заключение вернитесь к своей истории, например, так:
"Вот видите, а вы сидите, как сонные мухи. А если бы я в свое время не взялся за ум, где бы я сейчас был?
(Пауза)
Обернитесь назад - велосипед все еще там. И в ваших силах заработать на свой велосипед или на ролики, поверьте моему опыту. Цените то, что вам могут дать в школе, и думайте головой.
У вас все получится, надо только захотеть.
(Пауза)
Спасибо".
Слушатели могут не запомнить все ваши ключевые позиции и тем более все факты. Но едва ли они скоро забудут маленького мальчика, о котором вы рассказали. В этом ваша сила.
Вы - рассказчик. Как я уже писал, всю свою жизнь вы слушаете и рассказываете истории. Действительно, хорошо рассказанная история может и развлечь, и обезоружить, и подтолкнуть к действию, она может подарить вам друга и помочь в заключении сделки.
И еще раз повторяю: следуйте двум базовым правилам при выборе истории: выбирайте историю для своей аудитории, выбирайте историю, которая вам нравится.
Расскажите эту замечательную, выбранную вами историю как можно проще и короче. Сложные, запутанные истории трудно рассказывать, а еще труднее воспринимать на слух. Рассказывайте просто.
И предоставьте истории говорить самой за себя. Никогда не комментируйте: "Это очень забавная история" или "Подождите, вы еще не слышали, как дело закончилось!" Просто расскажите историю, вспомните, как создается напряжение, как вы должны подвести слушателей к открытию, которым разрешается каждая хорошая история. Помните, что напряжение и открытие - это то, что привлекает аудиторию, удерживает ее внимание и делает историю захватывающей.
Мы уже выяснили, что напряжение присутствует и в реальной жизни, поскольку никто из нас не знает наверняка, что произойдет в следующий момент. Именно подобное напряжение делает жизнь интересной. Хорошо рассказанная история построена по образцу самой жизни - за исключением того, что напряжение в истории задается искусственно. Рассказчики выстраивают напряжение, задавая и провоцируя вопросы как можно ближе к началу истории. Как только ответ на такой вопрос найден, когда открытие сделано - напряжение спадает.
Обдумайте вопросы, которые с самого начала возникают в вашей истории. Кто такой этот мальчик? Купит ли он велосипед? Будет ли он всегда "тормозом"? Помогут ли ему книги? Отважится ли он поднять руку в классе? Испытает ли он унижение? Но есть еще один универсальный вопрос, который за- трагивает каждого из нас: А что я буду делать, когда они обнаружат, что я - это я? Самое страшное, с чем мы сталкиваемся, это позволить окружающим увидеть, кто мы есть на самом деле: когда мальчик встает перед классом, все мы встаем вместе с ним. Так что главный вопрос - сможет ли он справиться с ситуацией? Именно поэтому история должна продолжаться до того момента, когда мы узнаем (открываем), кем стал этот мальчик.
Вы уверены в том, что в истории, которую вы выбрали, есть; напряжение?
Итак, с хорошей историей про запас, с заглавием, ключевыми позициями и фактами в руках - вы готовы к репетиции своей речи.
Давайте вернемся к этому моменту: приготовьте свои записи, включите магнитофон, проверьте часы - и говорите.
Прорепетируйте выступление еще раз, на этот попробуйте говорить более эмоционально.
Представьте себя перед аудиторией. Вы очень сильно хотите, чтобы они все правильно поняли.
Видите вы их глаза? Смотрите людям в глаза.
Не позволяйте предложениям обрываться и путаться. Это недостаток многих выступающих. Говорите ясно, держите фразу до самого конца.
Как вы стоите? Не сутультесь.
Еще раз прорепетируйте - теперь перед зеркалом.
Действуйте, как будто это настоящее выступление. И не цепляйтесь за дурные привычки: не чешите нос, не поправляйте очки и не теребите волосы. Все хорошие танцоры, певцы, актеры во время репетиции работают с такой же отдачей, как и во время выступления. Именно поэтому они добиваются такого успеха. Если вы готовитесь спустя рукава, не ожидайте, что перед аудиторией вы выступите блестяще.
Выучите свои записи наизусть, как таблицу умножения. Это поможет вам контролировать свое волнение. Впрочем, любой человек с обычными способностями может запомнить текст после нескольких репетиций. Так что репетируйте! Но еще важнее то, что если вы хорошо знаете свой текст, вы спокойно можете обойтись без листов бумаги.
Отложить в сторону свои записи?
Да!!!
Главная ваша цель - общение. Вы находитесь перед аудиторией не для того, чтобы просто говорить, вы вышли туда, чтобы убеждать. Если вы не знаете свою речь наизусть, вы теряете один из самых важных своих инструментов: вашу способность наблюдать и реагировать.
Спросите себя: "Когда я говорю с кем-нибудь, разве я не обращаю внимания на то, как реагирует мой собеседник?" Я прошу вас внимательно присмотреться к окружающим. Например, если кто-то отворачивается или прячет глаза, когда вы говорите, попробуйте изменить темп речи, заговорить более эмоционально или вообще попробуйте замолчать. Мы постоянно корректируем свое поведение по реакции окружающих. То же самое происходит на сцене или перед микрофоном. Почему?
Люди сидят все вместе, но слушают вас каждый по отдельности.
Выступление или беседа всегда носят личный характер. Состоит ли ваша аудитория из восьми коллег за круглым столом или из восьми миллионов зрителей, расположившихся перед экранами телевизоров, в каждый конкретный момент вы занимаете разговором одного человека.
Теперь, давайте еще раз взглянем на ваше выступление. Нет ли там воды? Не попробовать ли вам изложить факты более ясно, более живо или - просто короче? Чтобы добавить выразительности, не подобрать ли вам несколько анекдотов или забавных историй, которые помогут вам проиллюстрировать ключевые позиции?
Хорошо. Пошли дальше.
Отложите свои записи в сторону. Не подсматривайте. Поверьте, вы можете обойтись без них, а результаты станут гораздо лучше. Положив часы в удобное место и включив магнитофон, встаньте перед зеркалом, взгляните прямо себе в глаза и j еще раз произнесите свое выступление.
Что со временем? Проговаривали ли вы тщательно до самого конца каждую фразу? Как вы стоите?