В процессе изучения курса студенты будут:
• рассматривать основные этапы развития и эволюции литературы греко-римского общества на протяжении двенадцати веков ее существования;
• постигать своеобразие античной литературы;
• исследовать становление, развитие и дальнейшую судьбу античных литературных жанров, а также их роль и место на различных этапах литературно-исторического развития общества;
• раскрывать наиболее важные особенности художественного мастерства античных авторов в пределах основных жанров античной литературы;
• анализировать вечные культурно-эстетические ценности античной литературы в контексте мирового и отечественного литературного процесса.
3. Место дисциплины в программе общей и специальной подготовки студентов и ее связь с другими дисциплинами
Дисциплина «Античная литература» использует понятийный аппарат общих гуманитарных дисциплин федерального компонента: «Теория литературы», «История зарубежной литературы» «Культурология», «Философия», «Всемирная история». Курс «Античной литературы» является базовым при освоении студентами «Истории зарубежной литературы», формируя у студентов фундаментальные представления о развитии европейской филологии в рамках мирового литературного процесса.
Дисциплина «Античная литература» тесно связана с парадигмой культурологических и исторических знаний, позволяющих формировать представление о специфике культурно-исторической ментальности каждой из эпох античности.
Среди общепрофессиональных дисциплин особый интерес курса направлен на освоение элементов научного дискурса «Этики», «Эстетики», «Истории религии», «Поэтики мифа».
4. Обязательный понятийный минимум дисциплины
Хаос, Космос, архаика, хтонизм, миф, мютос- эпос- логос, миксантропия, эпическая героика, мелос, энкомий, эпиникий, парфений, пеан, дифирамб, диатриба, эпиталамий, анакреонтика, перипетии и узнавания, катарсис, мимесис, эйдос, трагическая ирония, агон, комос, «бог из машины», диалог, софисты и софистика, эллинизм, александрийская ученость, кинизм, эпикурейство, стоицизм, александрийская поэзия, эпиллий, идиллии, тогата и паллиата, неотерики, принцип «золотой середины», «вторая софистика», «мениппова» сатира.