Пояснения по темам эссе

 

Тема 1

 

Рассмотреть мифологию древних греков в эволюционном развитии, порассуждать об истоках ее становления. Выделить конкретные сюжеты и образы, персонажи, имена, которые особенно актуальны и сегодня. Как это отражено в русской и /или зарубежной литературе? Привести примеры вплетения древнегреческой мифологии в нашу повседневную действительность. Сформулируйте собственное мнение о мифологических сюжетах и мифологическом сознании древних греков. Какие сюжеты Вам наиболее импонируют и почему? Какие, наоборот, отталкивают и возмущают? Свои рассуждения подкрепите примерами.

 

 

Тема 2

 

Не пересказывая сюжет «Илиады» в целом, нужно обратиться к отдельным эпизодам, где Гомер описывает сражения, воинское облачение (доспехи) и другую военную атрибутику. Попытайтесь отследить позицию автора по отношению к войне. Почему эпический певец противопоставляет мирную жизнь и кровавую сечу? Обратите особое внимание на язык и стиль Гомера, на сравнения, олицетворения, эпитеты и другие изобразительно-выразительные средства в «Илиаде».

 

 

Тема 3

 

Рассмотрите взаимоотношения людей и богов в поэмах Гомера. Почему боги у Гомера не стоят на страже спра­вед­ливости и порядка? Почему боги мо­тивируют все по­ступ­ки героев? Почему, с другой стороны, герои часто противоречат богам и даже воюют с ними? Почему гомеровские боги враж­дуют и часто спорят между собой? Как изображены у Гомера отношения богов и людей к су­­дьбе? Что такое «гомерический хохот» богов? В чем его функциональная значимость?

 

Тема 4

 

Художественное своеобразие древнегреческой лирики целесообразно рассматривать на примере одного из ее направлений (декламационная лирика или мелика). В рамках выбранного направления можно проанализировать (на примере конкретных произведений) творчество одного (Тиртей, Мимнерм, Архилох и др.) или нескольких поэтов (например: Алкей, Сапфо, Анакреонт – сольная мелика; Алкман и Пиндар – хоровая мелика).

 

 

Тема 5

 

Студенту необходимо проанализировать трагедию Эсхила «Прометей прикованный» с точки зрения позиции главного героя – Прометея. Почему Прометей дерзнул перечить Зевсу? Какая тайна была ведома Прометею? Как она связана с судьбой Зевса? Как можно интерпретировать финал трагедии? Кто оказывается победителем в этой борьбе? Обоснуйте свою точку зрения.

 

Тема 6

 

Следует выбрать один из предложенных диалогов Платона и произвести его развернутый анализ с точки зрения магистральной темы, композиции, стиля и состава персонажей. Как относится Платон в мифологии? Создает ли он свои мифы? Приведите примеры. Какую роль в диалогах Платона играет образ Сократа?

 

 

Тема 7

Охарактеризуйте литературу эллинистического периода с точки зрения ее особенностей и специфики. Чем этот период отличается от классического? Общие закономерности и приемы нужно пояснить на примере конкретных произведений.

 

 

Тема 8

 

Что такое греко-римский пантеон богов? Какие божества были у римлян до начала формирования греко-римского пантеона? Есть ли исключительно римские божества, которые не имеют параллелей в греческой мифологии? Каково содержание легенды об основании Рима? Как она связана с исторической миссией Рима?

 

 

Тема 9

 

На примере конкретных произведений Плавта и Теренция провести сопоставление по тематике, персонажам, стилю, композиции комедий – с целью выявления сходств и различий в произведениях двух комедиографов. Каковы приемы создания комического у Плавта и Теренция? Почему Плавту важно, чтобы зрителю было смешно? Какова точка зрения Теренция на природу комического? Свои рассуждения подкрепляйте примерами из текстов.

 

 

Тема 10

 

Выбирая одного из поэтов, можно проанализировать его творчество в целом (тематика, проблематика, «настроение» произведений, различные периоды творческого и жизненного пути, характер лирического «я», историческая эпоха и т.д.) или произвести подробный анализ одного стихотворения.

 

 

Тема 11

 

Главная задача студента при разработке данной темы – сравнение поэм греческого и римского авторов. Основой для сравнения может быть: сюжет, композиция, образы главных героев, образы богов, историческая и мифологическая основа поэм, функции мифа в поэмах и т.д.