ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР


VII два примера интерпретации 207


 


смена и наложение друг на друга двух подходов, каждый из которых содержателен сам по себе, создает неисчерпа­емое богатство пространственных и духовных связей.

В этой смене покой и движение также накладываются друг на друга. Второй аспект — в проекте Фишера бо­лее ранний и изначальный — подчеркивает в обоих три­единствах начало торжественного и величественного по­коя. Первый же аспект развертывает мощное движение вглубь: в центре движение исходит из глубины, мы вос­принимаем округлую часть здания как приближающуюся к нам, ибо она как бы выдвигает из поперечного объема 7 портик с вогнутыми полосами. В первом проекте это еще более бросалось в глаза. Здесь округлая часть с ее лице­вой стороны входит в тело поперечного объема, что от-

3 четливо видно при сравнении гравюры с медалью. Если
в центре мощное движение идет из глубины вперед, то по
бокам через врата павильонов оно ведет в глубину. С этим
очень тонко согласуется то, что как раз на границе обоих
движущихся потоков стоят спиральные колонны; они вра­
щаются именно в том направлении, которого и следовало
бы ожидать137.

Одно лишь остается неизменным при обоих способах восприятия: в обоих случаях надо всем царит увенчан­ный куполом круглый объем. "Глава" строения — это не купол, он является лишь "короной" округлого объема, что подчеркивает и обруч короны, составленный из люкарн. "Главой" в первоначальном проекте являлась та часть, которая обычно служит лишь "подножием" купола, не­сущим барабаном, — и здесь нельзя провести сравнения ни с каким другим купольным зданием. Это храм света в вышине, каким он часто предстает в плафонной барочной живописи и как его неизменно представлял себе Фишер в своих триумфальных арках и проектах замков. В общей композиции толос занимает то место, где на триумфаль-

4 ной арке Фишера 1690 года сиял совершенный круг золо­
того земного шара, перед которым восседает на троне бу­
дущий монарх Германии в качестве истинного, германско­
го "короля Солнце", "светоча мира". Чтобы не нарушить

На медали — в "ложном" противоположном направлении.


господствующего положения толоса, купол сделан совсем просто и помещен непривычно низко. В изначальном золо­том блеске меди он озаряет округлую часть здания, слов­но нимбом. Но и сама эта округлая часть с ее свободно сто­ящими колоннами внутренне связана со светом, с небом: гравюра Фишера в "Исторической архитектуре" показы- 7 вает ее пронизанной светом благодаря большим окнам и окутанной тонким световым покровом. Иконографически это зона блаженных, святых или ангелов.

Намерение предоставить толосу-барабану господство­вать надо всем остальным, причем неслыханным дотоле образом, яснее всего сказывается в инструментовке на­ружного вида. Под этим я понимаю распределение колонн различного ордера, на тонко продуманном использовании которых основывается зодчество, начиная с позднего XV века. Три вида "ордера" выявляются в этом здании: про­стые свободно стоящие колонны, пары свободно стоящих колонн и пары пилястр (но не полуколонны и не трехче­твертные колонны — они вообще совершенно отсутствуют в творчестве Фишера Старшего). Самый богатый мотив — двойных колонн — несет округлая часть здания, возвы­шаясь тем самым над вестибюлем (ибо двойная колонна богаче, чем просто встроенная в ряд), а также над пави­льонами (ибо двойная колонна богаче двойной пилястры).

Разделяя с одним мотивом свободную колонну, а с дру­гим — элемент удвоения, округлая часть здания держит­ся середины между ними. Полосы, соединяющие павильо­ны с храмовым залом, в обоих первоначальных проектах Фишера свободны от ордера: они должны занимать все­цело подчиненное положение и отступать на задний план как нейтральный фон. Впрочем, и они восходят к проекту одной из "триумфальных арок" 1690 года138.

Имеется глубокое основание того, что отдельные "ча­сти", из которых слагается эта мощная "композиция", столь сильно отличаются друг от друга и кажутся просто собранными вместе (многие зрители находили это стран­ным, усматривая в этом даже недостаток творческой фан-

138 А в конечном счете — к обеим церквям на Пьяцца дель По-поло в Риме.


208 | ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР

тазии, — и взгляд этот совершенно неверен). Карлскир-хе — это не отдельное здание в нашем современном по­нимании, но совокупность различных первоформ и спосо­бов (modi) строительного искусства. Карлскирхе — это "все во всем", грандиозный Novum Theatrum Architec-turae, охватывающий портик и нартекс, башню и врата, колонну и монумент, и надо всем этим господствующая округлость и ее корона — купол. Увенчанный золотым си­янием световой круг царит как истинный центр над мно­жеством разнообразных тел, разворачивающихся в раз­личных "планах", непреднамеренный и потому тем бо­лее глубокий символ обоих владык, для которых воздвиг­нута эта церковь, — владыки земного и владыки небес­ного, знаки величия которых запечатлены на вершинах строения.

Есть нечто столь величественное в этом всеохватываю­щем и все связующем творении зодчества, что даже ничего не зная о заказчиках, о побудительной причине и назна­чении произведения, исходя исключительно из наглядно­го характера целого, можно почувствовать и даже твердо знать, что это строение для столицы империи, немысли­мое в провинции — уникальное, неподражаемое и непо­вторимое. И впечатление величия и полноты оказывается столь непосредственным, что мы склонны даже преувели­чивать размеры здания (ибо максимальная ширина фрон­тальной стороны достигает всего лишь 216 футов, это не больше половины ширины римского Собора св. Петра). И именно потому, что все эти ценности уже заключены в самом здании, оно в состоянии нести в себе имперскую символику.

Символика наружного вида139

Обоим способам восприятия пространства полностью со­ответствует иконология.

139 Я говорю о символике, потому что барочная теория не дела­ет различия между символом, аллегорией и эмблемой. Ср.: Ernst Gombrich. Icones symbolicae: Philosophies of Symbolism and their bearing on art (1948), расширенный вариант напе­чатан в: Symbolic Images. Studies in the art of the Renaissance. London,19752.



*^*е ' -*- ,»•>/,*


2 Карлскирхе в Вене. Два способа восприятия


5 Ф. Мансар. Церковь миноритов в Париже. Проект фасада


 





■'J -rl:>:4v-: ;KsO!--- ■ -: /V :-,*/; ./Хл-,,-.. ■ —,У.%./ -<•;■*>'> "I

3 Д. Вару.

Карлскирхе в Вене.

Медаль


4 Бендль.

Триумфальная арка

И. Б. Фишера фон Эрлаха.

Медаль


6 Храм Соломона в Иерусалиме. Гравюра Ф. Галле по М. Хемскерку


VII два примера интерпретации 209


       
   
 
 

'." ■>':■..■;

11111 t

. 1. « :

I I I h a g: