Трагическое и комическое

Аристотель посвятил драме – и, в частности, трагедии – первую часть своей «Поэтики», комедия же должна была стать предметом рассмотрения второй части, которая, вероятно, была утеряна (считается, что Коаленовский трактат сохранил краткий ее пересказ).

Трагедию Аристотель определил как воспроизведение действия серьезного и законченного, совершающего посредством сострадания и страха «очищение подобных чувств»[1]. Это очищение от аффектов, иначе – катарсис, в учении Аристотеля стало полемикой против мысли своего учителя – Платона, утверждавшего социальную бесполезность искусства. Согласно Аристотелю, трагедия производит разряжение аффектов, направляя их при этом по безвредному руслу эстетической эмоции, и создает чувство облегчения, подобно религиозному врачеванию кликушеского состояния посредством исполнения перед больным энтузиастических мелодий, которые вызывали повышение аффекта и последующий катарсис в его области.

Трагическое как эстетическая категория характеризуется напряженным переживанием конфликта, связанным с духовным преодолением, преображением (катарсисом), страданиями или аффектами героя; оно всегда предполагает не пассивное страдание человека под тяжестью обстоятельств, а наоборот – его активную деятельность, восстание против этих обстоятельств и борьбу с ними. В трагическом человек раскрывается в переломный, напряженный момент своего существования. Трагическое тесно связано с возвышенным и героическим, поскольку предполагает героическую личность, стремящуюся к достижению возвышенных целей.

Трагедия изображает людей нравственно высоких, с которыми случается нечто ужасное, в отличие от комедии, где изображаются низкие люди и их поступки. «Не следует изображать на сцене переход от счастья к несчастью людей хороших, так как это не страшно и не жалко, а возмутительно, – пишет Аристотель. – И не следует изображать переход от несчастья к счастью дурных людей, так как это совершенно не трагично»[2]. Комическое отражает степень несоответствия между сущим и должным, действительностью и идеалом, и представляет в эмоциональной форме противоречия общественной жизни и недостатки людей. Комическое является специфической формой оценки общественных противоречий, эмоционально насыщенной формой их критики.