Идейно-эмоц направленность лит-ры. Понятие о пафосе и его разновидностях.

Идейный мир произведения – третий структурный компонент содержательно-концептуального уровня наряду с тематикой и проблематикой.

Идейный мир – это область художественных решений, сфера, где становится ясным авторское отношение к миру и его проявлениям.

Составляющие понятия “идейный мир”. Особенности воплощения авторских идеалов и оценок в произведении.

Авторские оценки. Авторские оценки – активное авторское избирательно-пристрастное отношение к изображаемому.

Неоднозначность характеров – причина неоднозначной оценки их писателем.

Авторский идеал. Авторский идеал – представления писателя об идеальной личности и высшей норме человеческих отношений.

1. Идеал воплощен прямо и непосредственно в образе идеального человека.

2. Идеал необходимо реконструировать, сопоставляя положительные и отрицательные оценки.

3. Идеал конструируется от противного: он прямо противоположен изображенной действительности.

Художественная идея. Художественная идея – обобщающая, эмоциональная, образная мысль, лежащая в основе произведения искусства и заключающая в себе определенное осмысление художником характерности жизни и эмоциональное отношение к ним (их оценку).

1.Право выразить идею “передоверено” автором одному из персонажей.

2.Идея пропитывает всю структуру художественного произведения.

Идейно-эмоциональное отношение автора к герою:

Акцентировка в отношении автора к тому или иному герою инвективы, трагизма, героизма и т. д.

Идейно-эмоциональное отношение автора к героям – сложная гамма ориентаций и переживаний автора, выражающая различное его отношение к разным персонажам. Идейно-эмоциональная ориентация героя: Идейно-эмоциональная ориентация героя – отношение героя к миру и его проявлениям, иногда представляющая собой сложный, даже противоречивый конгломерат переживаний и установок.

Мироориентация героя: романтизм, сентиментальность, цинизм, ироничность и т. д.

Пафос(от греч. pathos - страсть) – эмоционально-оценочное отношение писателя к изображаемой им действительности; эмоциональное звучание, настрой произведения, определяющий его общую тональность. Зависимость пафоса от творческого метода, литературного течения и направления. Идейная направленность литературно-художественного произведения определяется тем, как осмысляет и оценивает писатель те явления жизни, которые он воспроизводит. Глубокая и исторически правдивая идейно-эмоциональная оценка изображаемых характеров, порождаемая их объективным национальным значением, является пафосом творческой мысли писателя и его произведения. Пафосная речь – речь, полная страсти, высоких чувств. Но не в каждом художественном произведении есть пафос. Его нет в натуралистических произведениях, копирующих действительность и лишенных глубокой проблематики. Авторское отношение к жизни не возвышается в них до пафоса.

Содержание пафоса в произведении с исторически правдивой идейной направленностью имеет два источника. Оно зависит и от миропонимания художника, и от объективных свойств тех явлений жизни (тех характеров и обстоятельств), которые писатель познает, оценивает и воспроизводит. В силу их существенных различий пафос утверждения и пафос отрицания в литературе тоже обнаруживает несколько разновидностей: героический, трагический, драматический, комический, сатирический, романтический, лирический, сентиментальный, антикрепостнический, свободолюбивый, пафос чувства и т.д.

В литературе все чаще произведение, иногда даже один образ, выражает различные свойства и оттенки пафоса, вытекающие из сложности и разносторонности осознаваемых писателем характеров и отношений. Для того чтобы понять при анализе произведений преобладание и переходы тех или иных разновидностей пафоса, необходимо выяснить особенности каждого из них. При этом следует иметь ввиду, что пафос в искусстве создается художественными средствами – изображением персонажей, их поступков, их переживаний, событий их жизни, всем образным строем произведения.

Героический пафос заключает в себе утверждение величия подвига отдельной личности и целого коллектива, огромного значения для развития народа, нации, человечества. Предметом героического пафоса в литературе является героика самой действительности – активная деятельность людей, благодаря которой осуществляются великие общенационально-прогрессивные задачи. Содержание героики различно в разных национально-исторических обстоятельствах. Овладение стихиями природы, отпор иноземным захватчикам, борьба с реакционными силами общества за передовые формы социально-политической жизни, за развитие культуры – все это требует от человека способности возвыситься до интересов и целей коллектива, осознать их как свое кровное дело. Тогда общие интересы становятся внутренней потребностью личности, мобилизуют ее силу, мужество, волю и вдохновляют ее на подвиг. Героика всегда предполагает свободное самоопределение личности, ее действенную инициативу, а не послушную исполнительность. Воплощение в действиях отдельной личности, при всей ограниченности ее сил, великих, национально-прогрессивных стремлений – такова положительная внутренняя противоречивость героики в жизни. Образно раскрывая основные качества героических характеров, восхищаясь ими и воспевая их, художник слова создает произведения, проникнутые героическим пафосом. Он не просто воспроизводит и эмоционально комментирует героику действительности, а идейно-творчески переосмысляет ее в свете своего идеала гражданской доблести, чести, долга. Он претворяет жизнь в образный мир произведения, выражая свое представление о подвиге, о сущности героического характера, его судьбе и значении. Героика действительности отражается в художественном произведении преломленно и гиперболически в вымышленных, порой даже фантастических персонажах и событиях. Героический пафос в художественных произведениях разных эпох чаще всего осложняется драматическими и трагическими мотивами. Победа над национальными и классовыми врагами нередко завоевывается ценой жизни героев и страданий народа.

Драматический пафос.Драматизм в литературе, как и героика, порождается противоречиями реальной жизни людей – не только общественной, но и частной. Драматичны такие жизненные положения, когда особенно значительные общественные или личные стремления и запросы людей, а иногда и сама их жизнь оказывается под угрозой поражения и гибели со стороны независимых от них внешних сил. Такие положения вызывают соответствующие переживания в душе человека – глубокие опасения и страдания, сильную взволнованность и напряженность. Эти переживания или ослабляются сознанием своей правоты и решимостью бороться, или приводят к безнадежности и отчаянию.

Драматические положения и вызываемые ими драматические переживания людей часто становятся предметом глубокого идейного осмысления и оценки в произведениях художественной литературы и создают их собственный пафос. Но эти осмысление и оценка могут иметь различную направленность. Писатель может глубоко сочувствовать персонажам, драматичности их положения, их борьбе за осуществление своих стремлений, за свою судьбу и жизнь. Тогда драматизм становится идейно-утверждающим пафосом самого произведения, находящим выражение во всем его образном строе. Но писатель может и осуждать характеры своих персонажей в драматизме их положения, переживаний, борьбы. Он может видеть в страданиях персонажей справедливое возмездие за ложность их стремлений, приведших к драматизму их положения. Тогда драматизм становится идейно отрицающим пафосом самих произведений, выражающимся в их образном строе. Осуждая с драматическим пафосом неправые, ложные стремления и действия своих персонажей, писатель не всегда при этом отрицает сами характеры в их социальной сущности.

Драматизм положений и переживаний, возникающих в военных столкновениях между народами, часто воспроизводится в художественных произведениях всех стран и эпох; есть он и в русской литературе разных периодов ее развития («Разгром» Фадеева, «Дни и ночи», «Солдатами не рождаются», «Живые и мертвые» К. Симонова, «Круглянский мост» В. Быкова и др.).

Драматические положения и переживания возникают также в ходе гражданской борьбы прогрессивных и реакционных сил в исторической жизни разных народов. Такой драматизм нередко ложится в основу пафоса литературного произведения, усиливая его утверждающую или отрицающую идейную направленность. Наряду с различными драматическими ситуациями, создаваемыми обстоятельствами общественной жизни, писатели нередко изображают драматизм в личных отношениях людей. Создавая драматически напряженные ситуации в судьбе своих персонажей, писатели получают возможность отчетливее передать идейное понимание и оценку существенных противоречий общественной жизни.

Драматизм положений и переживаний людей в реальной действительности и персонажей в литературных произведениях создается воздействием внешних сил и обстоятельств, угрожающих их стремлениям и их жизни. Но нередко воздействие внешних обстоятельств порождает в сознании человека внутреннюю противоречивость, борьбу с самим собой. Тогда драматизм углубляется до трагизма.

Трагический пафос.Трагизм реальных жизненных положений и вызываемых ими переживаний следует рассматривать по сходству и вместе с тем по контрасту с драматизмом. Находясь в трагическом положении, люди испытывают глубокую душевную напряженность и взволнованность, причиняющую им страдания, часто очень тяжелые. Но эта взволнованность и страдания порождаются не только столкновениями с какими-то внешними силами, ставящими под угрозу важнейшие интересы, иногда саму жизнь людей и вызывающими сопротивление, как это бывает в положениях драматических. Трагизм положения и переживаний заключается в основном во внутренних противоречиях и борьбе, возникающих в сознании, в душе людей. Художественная литература, изображая трагические положения и переживания персонажей, всегда учитывает нравственный уровень их характеров. Однако пафос трагического героя и пафос автора не всегда совпадают. Трагический пафос самого произведения, вытекающий из идейного миросозерцания писателя, может иметь различную направленность – и утверждающую, и отрицающую. Писатель сознает историческую прогрессивность и правдивость тех высоких нравственных идеалов, во имя которых его герой переживает трагическую борьбу с самим собой, или же сознает их историческую ложность и обреченность. Все это не может не сказаться на исходе трагической борьбы литературного героя, на всей его судьбе и на пафосе произведения, в котором однако всегда звучит скорбь о страдании человеческого духа. Трагизм часто сочетается с героикой и драматизмом.

Трагический пафос находит выражение не только в драматургии, но и в эпосе, и в лирике. Трагические противоречия, возникающие в процессе развития общества, имеют социально- исторический характер. Они проявляются в поступках и нравственном мире людей, обрекая их на страдания, иногда на смерть. Воспроизводя трагические конфликты, писатели усиливают в сюжетах произведений мучительные переживания своих героев и нагнетают тяжелые события в их жизни, раскрывая тем самым свое понимание трагических противоречий жизни.

Сатирический пафос – это наиболее сильное и резкое, негодующе-насмешливое отрицание определенных сторон общественной жизни. Насмешливое отношение к социальным характерам людей убедительно и исторически правдиво только тогда, когда эти характеры достойны такого отношения, когда в них есть такие свойства, которые вызывают к себе отрицательное, насмешливое отношение писателей. Только в этом случае насмешка, выраженная в художественных образах произведений, будет вызывать понимание и сочувствие у читателей, слушателей, зрителей. Таким объективным свойством человеческой жизни, вызывающим к ней насмешливое отношение, является комизм.

Склонность многих писателей подмечать комическое в жизни и творчески воспроизводить его в своих произведениях определяется тем, что в силу особенностей их мировоззрения они обращают внимание на несоответствие претензии и реальных возможностей в людях определенной социальной среды. Сатирический пафос порождается объективными комическими свойствами жизни, и в нем ироническая насмешка над комизмом жизни соединяется с резким обличением, негодованием. Сатира не зависит от произвола писателя, от его личного желания осмеять что-то. Она требует соответствующего предмета – комичности самой осмеиваемой жизни. Сатирический смех – это смех очень глубокий и серьезный.

В России развитие сатиры было тесно связано с исторической жизнью общества. В XVII в. сатира представлена в народном творчестве, в XVIII в. – в творчестве Кантемира, Ломоносова, Фонвизина, Крылова и др. Расцвет русской сатиры падает на XIX в. и обусловлен усиливающейся антинародностью самодержавного крепостнического строя и ростом освободительного движения в стране. Сатирическим пафосом проникнуты «Горе от ума» Грибоедова, «История села Горюхина» Пушкина, творчество Гоголя. Мировое значение имеет сатира Салтыкова-Щедрина, прежде всего его «История одного города».

Юмористический пафос.Юмор– мягкая форма комического; смех, не ставящий целью обличение явления; добродушное подсмеивание, сочетающее насмешку с сочувствием. Юмор, подобно сатире, возникает в процессе обобщающего эмоционального осмысления комической внутренней противоречивости человеческих характеров – несоответствия реальной пустоты их существования субъективным претензиям на значительность. Как и сатира, юмор представляет собой насмешливое отношение к таким характерам со стороны людей, которые могут осмыслить их внутреннюю противоречивость. Однако противоречия между реальной пустотой жизни и претензией на ее значительность могут проявляться в разных областях деятельности людей – не только в их гражданских, но и в их частных отношениях. Вследствие ложной социальной самооценки люди и в бытовой, семейной жизни также могут обнаруживать внутреннее противоречие между тем, чем они сами являются, и тем, за кого они хотят себя выдать. Здесь люди также могут обманываться в истинном значении своих действий, переживаний, стремлений, своей роли в обществе и претендовать на значительность, которой у них нет на самом деле. Такое внутреннее противоречие их социального самосознания, их действий, образа жизни комично и вызывает к себе насмешливое отношение.

Но это смех иного рода, чем в сатире. Неоправданные претензии на значительность в частной, а не в гражданской жизни не затрагивают непосредственно интересов всего общества или целого коллектива. Эти претензии вредят не столько окружающим, сколько самим людям, которым они свойственны. Поэтому такие люди вызывают к себе насмешливое отношение, соединенное не с негодованием, а с жалостью, грустью об их самообманах и заблуждениях, об унижении человеческого достоинства.

Юмор, в отличие от сатиры, не всегда выражает идейное осуждение характера, иногда он передает авторскую симпатию к герою, как в «Тарасе Бульбе» Гоголя или в рассказах Чехова.

Некоторая общность юмора и сатиры сближает их по принципам художественного воплощения. Комизм характеров в основном проявляется во внешних чертах и поведении людей – в их наружности, жестах, манерах, действиях, высказываниях. Писатели-юмористы и писатели-сатирики обычно почти не раскрывают внутренний мир своих героев, но выделяют и усиливают в своем повествовании комизм внешних деталей изобразительности (портретов, речевой характеристики персонажей, сюжетных сцен).

Сентиментальный пафос.Рассмотренные виды пафоса развивались уже на ранних этапах литературно-художественного творчества разных народов. В отличие от них пафос сентиментальности стал активно развиваться и получил свое осмысление гораздо позднее. Его развитие породили определенные обстоятельства социальной жизни. Важнейшим из них было резко усилившееся к сер. XVIII в. нравственное разложение господствующих классов старого феодально-дворянского общества. Осознавая все растущую нравственную развращенность утонченной и усложненной городской, столичной жизни, некоторые наиболее чутко мыслящие писатели, враждебные этим слоям, стали искать им антитезу в жизни нравственно не испорченной, простой, естественной, близкой к природе. Они находили эти положительные свойства в патриархальных слоях крестьянства и городского трудящегося люда, а также в среде патриархального усадебного дворянства.

Умиляясь проявлением нравственной чистоты и естественности в характерах и отношениях таких слоев общества, эти писатели сами стремились нравственно приобщаться к их жизни. Они искали в своем собственном внутреннем, духовном мире подобные положительные свойства и культивировали в себе чувствительные переживания. Это приводило в развитию их эмоционального самосознания и рефлексии (фр. reflexion - размышление, раздумывание). В свете таких переживаний они и изображали в своих произведениях характеры простых людей, безыскусственность их отношений, близость к природе, а также характеры представителей дворянской и разночинной интеллигенции, враждебных развращенному «обществу», склонных к самосозерцанию и чувствительности.

Сентиментальный пафос – это душевная умиленность, вызванная сознанием нравственных достоинств в характерах людей, социально униженных или связанных с безнравственной привилегированной средой. В литературных произведениях сентиментальность имеет идейно-утверждающую направленность.

Чувствительные переживания Карамзина, Жуковского и других писателей, близких к ним по взглядам, имели свое идейно-познавательное значение. Идеализируя патриархально-усадебную жизнь, ее нравственную чистоту, эти писатели стали находить идеальные свойства и в тесно связанной с нею крестьянской жизни. Они стремились видеть в характерах крестьян не недовольство и протест, а доброту и смирение.

Романтический пафос.Как трагизм положений и переживаний следует рассматривать по отношению к драматизму, так и романтический пафос надо рассматривать по отношению к сентиментальному – по сходству и вместе с тем по контрасту. Общие свойства романтики и сентиментальности обусловлены тем, что их основой является высокий уровень развития эмоционального самосознания человеческой личности, рефлективности ее переживаний. Особый подъем романтического пафоса в жизни и литературе происходит в конце XVIII в. – после расцвета сентиментальности, в период революционных сдвигов и потрясений в общественной жизни передовых стран Европы. Существенное различие сентиментального и романтического пафоса заключается в том, что сентиментальность - это рефлексия умиленности, обращенная к отживающему, уходящему в прошлое укладу жизни с его простотой и нравственной неиспорченностью отношений и переживаний, а романтика – это рефлективная душевная восторженность, обращенная к тому или иному возвышенному «сверхличному» идеалу и его воплощениям.

В русской литературе первыми романтиками были такие поэты, как Жуковский, Пушкин, поэты-декабристы. Расцвет романтики в литературном творчестве конца XVIII в. и первой трети XIX в. позволил литературной общественности и критике передовых стран Европы наметить само понятие романтизма и осознать его исторические границы. Но романтика в литературе возникала и в другие эпохи, задолго до того, как появилось понятие о ней.

Романтика продолжала развиваться в литературе и после того, как направление романтизма потеряло свое значение. Для многих произведений русского критического реализма характерна, в той или иной мере, романтическая направленность. Таков роман Тургенева «Дворянское гнездо» или те главы романа «Война и мир» Толстого, в которых изображается счастливая жизнь Ростовых в Отрадном и в Москве. В этих произведениях романтические переживания принадлежат или самим героям, или рассказчику, а писатели идейно утверждают романтику персонажей, развивают и усиливают ее в своем изображении.

Позднее романтический пафос стал закономерной стороной содержания литературы социалистического реализма (Разгром», «Молодая гвардия» А. Фадеева, лирика В. Маяковского и В. Луговского, многие произведения, посвященные Великой Отечественной войне, повести Ч. Айтматова.

Романтика – это восторженное состояние души, вызванное стремлением к возвышенному идеалу.