Романтизм как универсальная худ. сис-ма.

Романтизм– направление в лит-ре нач 19 в. РОМАНТИЗМ.Несколько значений слова “романтизм”: 1. Направление в литературе и искусстве первой четверти XIX века, характеризующееся идеализацией прошлого, оторванностью от действительности, культом личности и человека. 2. Направление в литературе и искусстве, проникнутое оптимизмом и стремлением показать в ярких образах высокое назначение человека. 3. Умонастроение, проникнутое идеализацией действительности, мечтательной созерцательностью.

РОМАНТИЗМ (фр. romantisme, от средневекового фр. romant - роман) направление в искусстве, сформировавшееся на рубеже XVIII-XIX вв. в Германии и противопоставившее себя классицизму. Характеризуется стремлением ко всему необычному – к фантастике, народным преданиям, минувшим векам, экзотической природе. Романтики создавали особый мир воображаемых обстоятельств и исключительных страстей, уделяя большое внимание духовному богатству личности. Романтики выдвигают главные требования к литературе – историзм и народность, обновляют художественные формы литературы. Наиболее яркие представители – Новалис, братья Гримм, Гофман, Байрон, Шелли, У.Блейк, Шатобриан, Виктор Гюго, Проспер Мериме, Жорж Санд, Адам Мицкевич, Фенимор Купер, Эдгар По, Генри Лонгфелло, в России – В.Жуковский, М.Лермонтов, поэты-декабристы.

Романтизм в рус лит.Обычно считается, что в России романтизм появляется в поэзии В. А. Жуковского (хотя к предромантическому движению, развившемуся из сентиментализма, часто относят уже некоторые русские поэтические произведения 1790—1800-х годов). В русском романтизме появляется свобода от классических условностей, создается баллада, романтическая драма. Утверждается новое представление о сущности и значении поэзии, которая признается самостоятельной сферой жизни, выразительницей высших, идеальных стремлений человека; прежний взгляд, по которому поэзия представлялась пустой забавой, чем-то вполне служебным, оказывается уже невозможным. Ранняя поэзия А. С. Пушкина также развивалась в рамках романтизма. Вершиной русского романтизма можно считать поэзию М. Ю. Лермонтова, «русского Байрона». Философская лирика Ф. И. Тютчева является одновременно и завершением, и преодолением романтизма в России.

Первым лит фактом рус Ром-ма стала баллада В.А.Жуковского «Людмила» (1808г). оформление рус Ром-ма в единое направление происх в 1810 г. Р. возникает как направление, обусловлен ростом самосознания чел личности, ее разладом с феодально-крепостнич действительностью, мечтами о преобразовании общества. Жуковский и Батюшков определяются как основоположники рус Ром-ма.

Особенности Романтизма:

1. Присутствие «двоемирия» (противопоставлен 2-х миров: реального мира и мира романтических идеалов). Все романтики изображают окруж мир, откуда их романтическое бегство от существующ действит-ти и поиски идеалов вне его.

2. Поэты-декабристы считали, что идеал в героическом прошлом. Доминирующими мотивами тв-ва романтиков становятся разочарование, пессимизм, свободолюбие, одиночество. Гл. понятие – свобода.

3. Романтики утверждают, что действительное лучше можно постичь чувством, а не разумом, что поэт-художник глубже может познать мир чувством, нежели ученый разумом. Отсюда в произведениях романтиков возникает поиск художника: поэта, музыканта, живописца.

4. У центрального героя в романтич произведениях представлена сфера страстей (у классицистов – чувства). Романтики часто делали акцент на противоречия в душе, хар-ре центр-х героев. Романтич герой, как правило, личность неординарная, трагически одинокая, беспокойная, стремящаяся к свободе, гармонии, идеалу. Романтич герой нах в остром конфликте как с окруж миром, так и с самим собой.

Особенности Рус Романтизма:

1. Рус романтики в отлич от западноевропейских не отгораживаются просветительской философией от идей «руссоизма», кот были близки сентименталистам.

2. Индивидуализм у рус романтиком приравнивается не к свободолюбию, как у европейцев, а к эгоизму.

3. В рус романтизме чаще рассматриваются проблемы общечеловеческие и социальные, выдвигается на первый план человеч начало.

Фахт выделяет след течения рус романтизма (деление условно):

1. отвлеченно-психологическое (Жуковский)

2. гедоминтúческое (наслаждение) (Батюшков)

3. гражданское («декабристы»)

4. социальное (Полевой)

5. Философское (Веневитúнов, Баратынский, Тютчев)

6. славянофильское (Аксáков, Хомяков)

7. синтетическое (Пушкин, Лермонтов) и др.

В конце 20-х и на протяжении след десятилетий романтизм в рус лит взаимодействует и, одновременно, ведет полемику с новым лит направлением – реализмом.

К нач. 40-х гг. реализм в рус лит занимает лидирующее место, однако отдельные черты романтической традиции не уходят из лит-ры. Романтизм как направление постепенно уходит.