Г.С.Скрипов Об основных достоинствах стиха Маяковского.

Чем для нас примечателен и дорог творческий облик В. В. Маяковского? Его роль в советском искусстве и в жизни советского народа как "агитатора, горлана, главаря" общеизвестна и заслуживает всеобщего уважения. Прежде всего, он обостренно чутко, как только может поэт, вслушивался в то явление или тот факт, что подлежали освещению: если надо было воссоздать что-то из прошлого, значит, надо тщательно изучить исторические документы и факты, восстановить в памяти свои впечатления от прошлого, сопоставить с настоящим, использовать воспоминания очевидцев и поэтически воссоздать обстановку прошлого, борьбу идей и взглядов.

В практике стихосложения он не отрицал длинных стихов: они полезны для эпических повествований, для торжественных выступлений и т. п. Признавал он и короткие стишки, пригодные для веселых каламбуров, для частушек, для едкой сатиры и других целей. Для Маяковского характерен широчайший диапазон тематики. Итак, тема выбрана, материал подобран, намечен тип произведения, появляется забота о ритме. Чтобы ритм был свой, а не заимствованный откуда-то, автор упорно искал и строил его размер. По его словам, он делал это так: в начале работы создавал ритмический рисунок на одной строчке (для первого стиха), а потом по ее подобию -- на четверостишии и, утвердившись в определенном ритме, продолжал работу над всей темой. Избранный размер (точнее сказать: им составленный) он записывал для себя, как ноты для пения. Складывая ритм, он даже мычал без слов, нащупывал размер, как это делал для ведущей строфы к стихотворению "Сергею Есенину" (об этом подробно рассказано в статье поэта "Как делать стихи"). Hаконец за счет упорного кропотливого труда над размерами и содержанием строфа получилась такая:

 

 

1. Вы ушли,

как говорится,

в мир иной.

2. Пустота...

Летите,

в звезды врезываясь.

3. Hи тебе аванса,

ни пивной.

4. Трезвость.

 

Малые цезуры указали тот ритм, над которым работал поэт. Акцентные ударения расположились по убывающей волне: три, три, два и одно. Содержание получилось точным, ясным, не допускающим кривотолков по его смыслу и предельно скупым, а ритмика малыми цезурами утвердила определенность и ясность суждения. Hедаром Маяковский заявлял: "Ритм -- это основная сила, основная энергия стиха".

А рифма? Без нее он вообще не признавая стихов. Он настойчиво старался избегать банальных, затасканных рифм, даже обычные сочетания в пределах одной части речи (глагол с глаголом) его мало интересовали. Поэт старался рифмовать необычные сочетания, искал их. В приведенной выше строфе он подыскивал рифму к слову трезвость (в четвертом стихе). Первым появилось слово резвость -- отличная рифма, а Маяковский ее не принял -- банальная. Поэт стал подыскивать другие: рез, резв, резерв, влез, врез, врезываясь... И обрадовался: счастливая рифма найдена! Посмотрим.

Врезываясь -- трезвость (сочетание деепричастия с существительным) -- рифма неточная и на неравных размерах: гипердактилическая и женская клаузулы, во втором слове применена к тому же усеченная рифма. А это то, что было нужно поэту, главное -- убедительно. И звучит по-новому.

Что такое рифма? Точно в переводе с греческого это -- соразмерность, согласованность. А в русском стихосложении принято такое определение: рифма -- совпадающее, созвучное окончание двух или нескольких стихотворных строк, подчеркивающих ритм стиха.

Маяковский пишет:

"Сделав стих... надо принять во внимание среднесть читателя, надо всяческим образом приблизить читательское восприятие именно к той форме, которую хотел дать поэтической строке ее делатель. Hаша обычная пунктуация с точками, с запятыми, вопросительными и восклицательными знаками чересчур бедна и маловыразительна по сравнению с оттенками эмоций, которые сейчас усложненный человек вкладывает в поэтическое произведение.

Размер и ритм вещи значительнее пунктуации, и они подчиняют себе пунктуацию, когда она берется по старому шаблону.

Все-таки все читают стих Алексея Толстого:

 

Шибанов молчал. Из пронзенной ноги

Кровь алым струилася током...

как "Шибанов молчал из пронзенной ноги"...

 

Дальше: Довольно, стыдно мне

Пред гордою полячкой унижаться...

 

читается как провинциальный разговорчик:

 

Довольно стыдно мне...

 

Чтобы читалось так, как думал Пушкин, надо разделить строчку так, как делаю я:

 

Довольно,

стыдно мне...

 

При таком делении на полустрочия ни смысловой, ни ритмической путаницы не будет. Раздел строчек часто диктуется и необходимостью вбить ритм безошибочно, так как наше конденсированное (сгущенное -- Г. С) экономическое построение стиха часто заставляет выкидывать промежуточные слова и слоги, и если после этих слогов не сделать остановку, часто большую, чем между строками, то ритм оборвется.

Вот почему я пишу:

 

Пустота...

Летите,

в звезды врезываясь.

 

"Пустота" стоит отдельно, как единственное слово, характеризующее небесный пейзаж. "Летите" стоит отдельно, дабы не было повелительного наклонения: "Летите в звезды" и т. д.

 

Одним из серьезных моментов стиха, особенно тенденциозного, декламационного,-- подчеркивал Маяковский,-- является концовка... Иногда весь стих переделаешь, чтобы была оправдана такая перестановка".

Так сам автор разъясняет основные приемы своего тонического стихосложения. Действительно, какими знаками препинания заменишь его цезуры хотя бы в таком катрене из поэмы"Хорошо!":

 

1. От боя к труду --

от труда

до атак,--

2. В голоде,

в холоде

и наготе

3. Держали

взятое,

да так,

4. Что кровь

выступала из-под ногтей.