Виды строф.

Строфа -это группа стихов с определенным расположением рифм, обычно повторяющимся в других равных группах. В большинстве случаев строфа являет собой законченное синтаксическое целое.

Строфа в стихосложении– группа стихов, объединенных каким-либо формальным признаком, периодически повторяющимся из строфы в строфу.

Моностих – стихотворение из одной строки:

Покойся, милый прах, до радостного утра. (Н.М. Карамзин)

Двустишие (дистих) – простейшая форма строфы, состоящая их двух стихов одинакового или неодинакового ритмического строения; бывает самостоятельным стихотворением (в жанре эпиграммы, эпитафии, надписи):

Слышу умолкнувший звук божественной эллинской речи,

Старца великого тень чую смущенной душой. (А.С. Пушкин)

Трехстишия– строфа из трех стихов, может иметь три вида: 1) все три стиха на одну рифму; 2) два стиха рифмуются, третий холостой; 3) два стиха рифмуются, третий имеет рифму в смежной строфе (терцины).

Возьми на радость из моих ладоней

Немного солнца и немного меда,

Как нам велели пчелы Персефоны.

Не отвязать неприкрепленной лодки,

Не услыхать в меха обутой тени,

Не превозмочь в дремучей жизни страха.

Нам остаются только поцелуи,

Мохнатые, как маленькие пчелы,

Что умирают, вылетев из улья. (О. Мандельштам)

Терцины – ряд трехстиший, связанных рифмовкой по схеме aba bcb cdc ded, средний стих последнего трехстишия рифмуется с отдельным замыкающим стихом. Терцины были канонизированы Данте в “Божественной комедии”.

Дж. Алкариот

ЧЁРНЫЙ МАГ

Когда сгустится тьма вокруг,

Ты, словно раб предназначенья,

Начертишь кровью ровный круг,

Отбросишь жалкие сомненья.

Войдёшь в него, забыв про страх.

Тебя подхватят тьмы теченья.

Отбросишь тело – бренный прах.

Ты с теми, кто во тьму шагнули!

Погасли огоньки в глазах.

А где твой дух, а не в аду ли?

 

Хокку (хайку)– жанр японской поэзии, 17-сложное трехстишие (5+7+5), часто с цезурой после 2-го стиха:

Ива склонилась и спит.

И кажется мне, соловей на ветке…

Это ее душа. (Басё)

 

Четверостишие (катрен) – строфа из четырех строк; система рифмовки в катрене – abab (перекрестная рифма), aabb (парная), abba (опоясывающая):

Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовется, –

И нам сочувствие дается,

Как нам дается благодать… (Ф.И. Тютчев)

 

Пятистишие – строфа из пяти строк, напоминающая “расширенный” на одну строку катрен; наиболее употребительные формы – AbAAb или aBaBa:

Ты кинешь камешек, и вновь

зыбь круговая гладь встревожит.

О нет, звезде не прекословь,

растаять в сумраке не может

мой лучший луч, моя любовь… (В. Набоков)

 

Лимерики– пятистишия, написанные анапестом; схема рифмовки – аабба, первая и последняя рифмы, как правило, повторяются:

Непослушную внучку из Йены

Бабка сжечь собралась, как полено,

Но заметила тонко:

“А не сжечь ли котенка?” –

Невозможная внучка из Йены.

К удалому флейтисту из Конго

Раз в сапог заползла анаконда.

Но настолько отвратно

Он играл, что обратно

Через час уползла анаконда. (Э. Лир, пер. М.Фрейдкина)

 

Танка – древнейший жанр японской поэзии: нерифмованное пятистишие, состоящее из 31 слога (5+7+5+7+7); традиционная тематика – любовь, разлука, странствия, времена года:

 

Шум сосновых вершин…

Не только в голосе ветра

Осень уже поселилась,

Но даже в плеске воды,

Бегущей по камням речным. (Сайгё)

 

Шестистишие– стихотворная строфа из 6 стихов; наиболее частые формы: aabccb, ababcc (“Песнь о вещем Олеге” А.С. Пушкина), ababab (т. н. секстина), abaccb (у П. Антокольского, Вс. Рождественского) и мн. др.

 

Я помню ночь, как черную наяду,

В морях под знаком Южного Креста.

Я плыл на юг; могучих волн громаду

Взрывали мощно лопасти винта,

И встречные суда, очей отраду,

Брала почти мгновенно темнота.

О, как я их жалел, как было странно

Мне думать, что они идут назад

И не остались в бухте необманной,

Что дон Жуан не встретил доны Анны,

Что гор алмазных не нашел Синдбад

И вечный Жид несчастней во сто крат. (Н. Гумилев)

 

Октава– строфа из 8 стихов с рифмовкой abababcc; в русской литературе утвердились две традиции октавы: лирическая (В.А. Жуковский, “На кончину королевы Виртембергской”) и лирико-сатирическая (“Домик в Коломне” А.С. Пушкина).

То был не сон; но мнилось: в чарах сна

Одни меж плит мы бродим погребальных…

Зима легла на высотах печальных:

Дыханьем роз дышала здесь весна.

В гроб снежных гор сошла в цветах венчальных

Краса долин, умильна и ясна…

В суровый храм вели могил ступени:

Уста ж, горя, любви шептали пени… (Вяч. Иванов)

 

Одическая строфа – строфа из десяти стихов, рифмуемых по схеме ababccdeed, употреблявшаяся в жанре торжественной оды:

О вы, которых ожидает

Отечество от недр своих

И видеть таковых желает,

Каких зовет от стран чужих,

О, ваши дни благословенны!

Дерзайте ныне ободренны

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать. (М.В. Ломоносов)

 

Онегинская строфа – принадлежащая А.С. Пушкину форма строфы, которой написан роман “Евгений Онегин”; состоит из 14 стихов со строгой схемой рифм – ababccddeffegg; ее образуют три четверостишия различной схемы рифмовки (перекрестной, смежной и охватной), увенчиваемые заключительным двустишием:

Театр уж полон; ложи блещут;

Партер и кресла - все кипит;

В райке нетерпеливо плещут,

И, взвившись, занавес шумит.

Блистательна, полувоздушна,

Смычку волшебному послушна,

Толпою нимф окружена,

Стоит Истомина; она,

Одной ногой касаясь пола,

Другою медленно кружит,

И вдруг прыжок, и вдруг летит,

Летит, как пух из уст Эола;

То стан совьет, то разовьет

И быстрой ножкой ножку бьет.

Балладная строфа -строфа, в которой четные и нечетные стихи состоят из разного количества стоп. Используется в балладах.

Наиболее распространены строфы из четырех четных анапестических стоп, и трех нечетных.

Королева Британии тяжко больна,

Дни и ночи ее сочтены.

И позвать исповедников просит она

Из родной, из французской страны.

Но пока из Парижа попов привезешь,

Королеве настанет конец...

И король посылает двенадцать вельмож

Лорда-маршала звать во дворец.