Развитие литературно-критической мысли в Средние века и эпоху Возрождения.

В Средние века литературно–критическая мысль полностью заглохла. Разве что какие–то ее отблески можно найти в краткий период так называемого каролингского Возрождения (конец VIII– нач.IX века). В стенах основанной Карлом Великим Академии ученые–литераторы (Алкуин, Павел Диакон и др.) реанимировали некоторые идеи Аристотеля и Горация.

Но только в XIII в. появился оригинальный и влиятельный мыслитель, определивший отношение доминировавшей в то время церковной идеологии к литературе, художественному творчеству. Это был Фома Аквинский, официально провозглашенный католической церковью в 1879 году величайшим мыслителем всех времен.

Эстетические и литературные взгляды Фомы Аквинского – это своеобразная христианская переработка идей Платона и Аристотеля.

Как и Аристотель, Фома связывает прекрасное с гармонией, соразмерностью и ясностью. Вслед за Платоном он видит источник красоты в Боге, а ее атрибутами называет объективность, неизменность, абсолютное совершенство. Произведения литературы и искусства, утверждает Фома, диктуются художнику свыше и есть, прежде всего, проявление божественного разума и воли. И вообще все земное может называться прекрасным, если оно пронизано божественным светом, высшей духовностью. И только божественное может быть абсолютно прекрасным. Добро и красота, по учению Фомы, едины, то есть доброе (понимаемое в христианском духе) всегда прекрасно и наоборот.

Учение Фомы Аквинского влияло и на более позднюю эстетическую и философскую мысль. В XX в. на Западе вспыхнул даже культ Фомы, выразившийся в широком распространении философии неотомизма. Идеи Фомы Аквинского используют представители религиозного течения в современном литературоведении. В частности, сохранило свое значение оригинальное учение Фомы о художественном образе. Последний, по определению Фомы, не является и не должен быть отражением видимой природы. Он должен выражать как раз то, что не воспринимается органами чувств, что лежит за пределами предметного, реального мира. Вполне очевидно, что в таком понимании художественный образ превращается в символ, главным в котором является второй, надреальный план. Подобное понимание образа и символа будет характерно для очень многих писателей и ученых, начиная от романтиков и кончая К. Юнгом в XX в.

 

В эпоху Возрождения «божественное» постепенно исчезало из всех сфер жизни, в том числе из литературы и литературно–критических трактатов. Женщина у Данте и Петрарки (XIV в.) может быть истинно прекрасной только тогда, когда она излучает божественную духовность, у Ронсара же (XVI в.) женская красота изображается в ее сугубо земном проявлении. Знаменитая строка одного из сонетов Ронсара – «зачем нужны нам боги» – знаменует собой победу новой идеологии.

Для литературно–теоретической мысли эпохи Возрождения наиболее важными представлялись два вопроса – проблема научного литературного языка и проблема возрождения античных жанров. Известно, что вся элитная литература создавалась на латинском языке. Но уже в начале XIV века одно из величайших произведений мировой литературы – «Божественная комедия» Данте – была написана на итальянском языке. Это было делом прямо–таки революционным, и Данте написал специальный трактат «О народной речи», в котором оправдывал использование национального языка «высокой» литературой.

Необходимость «защиты» и «прославления» родного языка во Франции возникла полтора столетия спустя. Свой родной язык и собственные заслуги в его литературном усовершенствовании прославлял Ронсар. Но если Ронсар писал об этом в стихах, то его соратник по знаменитому кружку «Плеяда» Дю Белле посвятил этой проблеме специальный трактат. Работа эта так и называлась: «Защита и прославление французского языка». Трактат был направлен против тех, кто «не имея никакого отношения ни к грекам, ни к латинянам, принижают и отвергают все, что написано по–французски». Дю Белле надеется, что творения отечественных поэтов затмят славу Гомера и Вергилия, и что французский язык «сравнится с языком самих греков и римлян».

Вместе с тем, обращаясь к французским поэтам будущего, Дю Белле советовал им возродить исчезнувшие в Средние века античные жанры – трагедию, элегию, оду, эпиграмму и др. Он призывает создавать образцы высокой поэзии «далекой от всего низменного», настраивая свою лиру «в полный унисон с греческой и римской лирой».

Призывы Дю Белле, ровно, как и старания, более позднего французского литератора Ф. Малерба, способствовали зарождению французского классицизма, доминировавшего в литературе Франции вплоть до XIX столетия, и породившего выдающиеся художественные произведения Корнеля, Расина, Вольтера и других и влиятельные литературоведческие теории.