Основные тенденции развития детского хорового творчества на современном этапе (на примере ведущих детских хоровых коллективов г.Минска)

Белорусский государственный университет культуры Кафедра академического хорового искусства Бакалаврская работа Тема Основные тенденции развития детского хорового творчества на современном этапе на примере ведущих детских хоровых коллективов г.Минска.АвторБелявская Наталия Михайловна Студентка 518 А группы Руководитель доцент Маевская Валентина Петровна Минск 2001 Содержание 1. Введение 3-2. I Исторический обзор проблемы развития детского голоса и методов его исследования. 6-1 Социальная обусловленность качественного звучания детских голосов. 6-2 Основные методические направления в обучении детей пению на современном этапе. 14-3. Минска 23-30 4. Заключение 31-5. Список литературы 33 Введение Хоровое пение искусство уникальных возможностей как исполнительских, так и образовательных. Оно всегда было, есть и будет неотъемлемой частью отечественной и мировой культуры, незаменимым, веками проверенным фактором формирования духовного, творческого потенциала общества.

Хоровое пение с его многовековыми традициями, глубоким духовным

Содержание

Содержание м, огромным воздействием на эмоциональный, нравственный строй как исполнителей, так и слушателей остается испытанным средством музыкального воспитания.

Хоровое пение как исполнительское искусство наиболее доступный и любимый вид детского творчества. Оно не требует каких-либо дополнительных затрат, так как человеческий голос универсален и общедоступен.

Исполняя музыкальное произведение ребенок не только приобщается к музыкальной культуре, но и сам создает музыкальную культуру, художественные ценности. Правильно организованный процесс хорового музицырования обнаруживает и задействует целый спектр качеств участников это и музыкальные способности, и личные качества. Таким образом детское хоровое творчество призвано выполнять основную воспитательную функцию через следующие Познавательную Эстетическую Рекреационную Геденистическую Функцию общения Различные вопросы, связанные с детским хоровым пением разрабатывались рядом ученых.

Развитию музыкальности в процессе обучения пению посвящены работы Ю.Б.Алиева1965, Д.Е.Огороднова1981 воспитанию и охране детского голоса В.А.Багадурова1954, Е.М.Малининой1967, В.В.Емельянова1991, формированию певческих навыков А.Г.Менабени1987, Г.П.Стуловой1992, Л.А.Венгрус2000. Последние разработки и достижения в вокальной педагогике большое внимание уделяют качественному развитию детского голоса.

Как показали смотры, конкурсы и фестивали в городе Минске активно развивается детское хоровое творчество не только в музыкальных, хоровых школах, хоровых студиях, но и в общеобразовательных школах. Именно хоры общеобразовательных школ все чаще удостаиваются звания образцовый. Достаточно высокий уровень исполнительского мастерства этих коллективов обеспечивает наличие высококвалифицированных педагогов-хормейстеров.

Это выпускники Белорусского Государственного Университета культуры, педагогического университета имени М.Танка и Белорусской Академии музыки. Необходимо отметить, что существуют некоторые различия в программах подготовки выпускников данных высших учебных заведений. Педагогический университет в большей мере готовит преподавателей пения в школе, а не руководителей хорового коллектива. Выпускники Белорусской Академии музыки более подготовлены как исполнители и дирижеры, а знания психологии и педагогики не всегда соответствуют современным требованиям, предьявляемым высококвалифицированному педагогу.

Программа кафедры академического хорового искусства Белорусского Государственного Университета культуры включает изучение не только специальных дисциплин, но и психологии общей, возрастной, социальной, педагогики и педагогики художественного творчества. Таким образом, учитывая все возрастающий интерес к детскому хоровому творчеству и повышение требований как к качеству репертуара, так и к качеству исполнения хоровых произведений возникает необходимость формирования личностных качеств хормейстера-педагога у выпускников ВУЗ. Сегодня значительно расширяется функция руководителя хорового коллектива.

Это не только дирижер, но и в большей степени педагог, воспитатель. Проблема данного исследования необходимость изучения существующих методов и приемов работы детских хоровых коллективов на современном этапе. Цель исследования 1. Теоретическое исследование методических разработок в области развития и охраны детского голоса. 2. Изучение опыта работы хормейстеров ведущих детских хоровых коллективов города Минска. 3. Разработка рекомендаций по оптимизации процесса обучения хоровому пению и качественному развитию детского голоса с учетом формирования личностных качеств участников коллектива.

I. Исторический обзор проблемы развития детского голоса и методов его исследования. 1

Социальная обусловленность качественного звучания детских голосов

Они имели очень серьезную вокальную и музыкальную подготовку. В литературе того времени уже находят отражение прогрессивные мысли о ... Однако на практике в большинстве школ ситуация оставляла желать лучшег... Чесноков, В.С. В 1914 году появляется перевод методического пособия Д.

Основные методические направления в обучении детей пению на современном этапе

Вопрос о развитии детского голоса также нашел отражение в материалах с... Можно выделить две так называемые модели хора 1. В хоре существует летопись поездок. В репертуаре хора широко представлены произведения зарубежной классики... Детский образцовый камерный хор Мы - дирижеры ДМШ 4 Художественный рук...

Заключение

Заключение Значение занятий искусством, музыкой, точнее пением очень конкретно и затрагивает три важнейших для жизни человека сферы Здоровье В процессе пения происходит естественная реабилитация состояния человека, восстановление его работоспособности, что научно доказано и обосновано.

Интеллектуальное развитие Благодаря воздействию на процесс формирования мышления стимулируется мыслительная деятельность, развивается и укрепляется память. Самоактуализация Формируются метапотребности отдаленные цели, которые организуют жизнь и вносят в ее течение смысл, упорядоченность и духовную свободу.

Нельзя забывать, что оптимальный период для занятий искусством детство, когда человек открыт для диалога и восприятия информации. Занятия искусством жизненная необходимость правое полушарие эмоциональный мозг является основой для развития левого полушария мозга рассудочного. Только в этом случае происходит равномерное развитие обоих полушарий. И только такое развитие создает полноценную и психически устойчивую личность. Таким образом, обучение детей пению, приобщение их к прекрасному является мощным средством их воспитания и развития.

Вокальное воспитание детей в настоящее время осуществляется главным образом через хоровое пение. В последние два десятилетия можно отметить значительный рост числа детских хоровых коллективов благодаря распространению такой формы массового музыкального воспитания, как детские хоровые студии. Все активнее развиваются и детские хоровые коллективы в общеобразовательных школах. Теперь настало время обратить более серьезное внимание на качество звучания детских голосов с целью их развития.

Сегодня можно говорить о нескольких направлениях в работе с детскими голосами. Одно из них, которое еще, к сожалению, имеет место в практике можно назвать эксплуатационным. Суть его проста отбираются более способные дети и с ними разучивается как детская музыка, так и аранжировка классики. Момент эксплуатации заключается в том, что дети поют интуитивно, с ними не ведется специальной работы по постановке голоса.

Хормейстер не работает над качественным звучанием хора в соответствии со стилем и характером произведения. Второе же направление основано на продуманном, музыкально грамотном, эмоциональном исполнении произведения. В процессе работы происходит не бездумное заучивание нотного текста, а переживаются эмоции, настроение, заложенное автором. Отрадно констатировать тот факт, что сегодня хоров такого направления становится все больше. С приходом в общеобразовательные школы молодых специалистов появились новые, перспективные коллективы.

Необходимо отметить важность личности педагога-хормейстера в процессе становления хорового коллектива. Ведь от его личностных качеств, музыкальных и педагогических умений и навыков во многом зависит дальнейшая судьба хора. Глубокие знания педагогики и психологии, изучение и применение на практике ведущих методик по развитию и охране детского голоса, а также личностные качества педагога-воспитателя позволят молодому дирижеру создать хоровой коллектив не только с широкими исполнительскими, но и в большей степени воспитательными возможностями, формируя у участников коллектива волю, трудолюбие, ответственность, отзывчивость, доброту.

Список литературы

Список литературы 1. Багадуров В. Вокальное воспитание детей. М Музыка, 1952 2. Блинова М.П. Некоторые вопросы музыкального воспитания школьников в свете учения о высшей нервной деятельности Пособие для учителей пения. М Л Просвещение, 1964 3. Венгрус Л.А. Пение и фундамент музыкальности.

Великий Новгород. 2000 4. Венгрус Л.А. Начальное интенсивное хоровое пение. С-П Музыка, 2000 5. Детский голос под ред. В.Н. Шацкой. М Педагогика, 1970 6. Емельянов В.В. Фонопедический метод формирования певческого голосообразования Методические рекомендации для учителей музыки. Новосибирск. Наука. Сиб.отделение. 1991 7. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж СПб. Лань. 1997 8. Малинина Е.М. Вокальное воспитание детей. М-Л. Сов.композитор. 1967 9. Огороднов Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе.

Киев. Музычна Украина. 1988 10. Огороднов Д.Е. Памятка педагогу в вокальной работе по алгоритму с детьми и самим собой. Свердловск. 1981 11. Попов В.С. О развитии певческого голоса младших школьников. В сб. Музыкальное воспитание в школе Вып. 16. М Музыка. 1985 12. Струве Г.А. Школьный хор. М. Музыка. 1981 13. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М. Прометей. 1992 14. Тевлина В.К. Вокально-хоровая работа В сб. Музыкальное воспитание в школе Вып. 15. М Музыка. 1982.