Характеристика либретто Пиковой дамы

Характеристика либретто Пиковой дамы. Теперь можно подвести итоги и дать оценку и характеристику либретто, составленного Модестом Чайковским того драматургического костяка, который лег в основу оперы Чайковского. Либретто Пиковой дамы не раз подвергалось суровым нападкам его автора обвиняли и в драматургической беспомощности, и в снижении замысла Пушкина до уровня шаблонной мелодрамы, и в многочисленных дефектах стихотворного текста.

Из этих обвинений можно признать справедливым лишь последнее М.И.Чайковский, отнюдь не бездарный драматург, был плохим поэтом, и текст Пиковой дамы, действительно, страдает разного рода стилистическими шероховатостями. Что касается драматургической стороны либретто, то мы уже видели, что основная сюжетная линия развита М.Чайковским последовательно, с высокой драматической насыщенностью, в острых, отнюдь не надуманных, жизненных конфликтах, с настоящим драматургическим искусством.

Несправедлив и упрек в мелодраматизме, в отсутствии значительной идеи. Правда, основной образ и главная мысль либретто, как уже говорилось, далеко не во всем совпадают с пушкинскими. Герман Пушкина прежде всего олицетворение алчности, дошедшей до грани патологии. Герман Модеста Чайковского в первую очередь жертва этой низменной страсти, которая вызвана в нем социальными условиями.

К Герману Пушкина возможно лишь отрицательное отношение Герман М.Чайковского в те минуты, когда он любящий и страдающий человек, а не преступник невольно вызывает сочувствие. У Модеста Чайковского, в отличие от Пушкина, на первом плане драма Германа и Лизы. Но эта драма отнюдь не исключает ту идею, которая в повести занимает центральное положение обличение алчности, стяжательства. Именно этот общий идейный подтекст в наибольшей степени сближает либретто Пиковой дамы и оперу Чайковского с их первоисточником.

Сюжет пушкинской Пиковой дамы не сразу заинтересовал Чайковского. Однако со временем эта новелла все более овладевала его воображением. Особенно взволновала Чайковского сцена роковой встречи Германа с графиней. Ее глубокий драматизм захватил композитора, вызвав горячее желание написать оперу. Сочинение было начато во Флоренции 19 февраля 1890 года. Опера создавалась, по словам композитора с самозабвением и наслаждением и была закончена в предельно короткий срок 44 дня. Премьера состоялась в Петербурге в Мариинском театре 7 декабря 1890 года и имела огромный успех.