Характеристика формирующего эксперимента

Характеристика формирующего эксперимента. Рассмотренные в первой главе теоретические положения о своеобразии механизмов достижения катарсиса при восприятии музыкального произведения у младших школьников, а также анализ результатов в ходе констатирующего эксперимента позволили на формирующем этапе исследования выдвинуть следующую цель разработать серию уроков для развития у учащихся младшего школьного возраста катарсиса при восприятии музыкального произведения.

Для реализации данной цели были использованы уроки, разработанные Савенковой О.П Веденской Г.П. 23 27 . Работа велась по следующему тематическому плану Темы Количество занятий февраль март апрель май Всего 1. Музыкальный словарь в рассказах. 1 2. О музыке и музыкантах. 1 3. Какая разная музыка. 1 4. Где звучит музыка. 1 5. Путешествие в страну музыкальных инструментов. 1 6. Я - композитор. 1 7. Неповторимые мгновения. Музыка современных композиторов. Я эстрадный певец. 1 8. Музыкальное путешествие по Западной Европе.

Я - музыкант - странник. 1 9. Далекая и близкая Америка. Я американский певец. 1 10. Восточные напевы. Я - восточный певец. 1 11 Тема 1. Музыкальный словарь в рассказах Цель ввести учащихся в мир музыки. Развивать у них способность слышать и видеть музыку, уметь осмысливать свои чувства и свое отношение к воспринимаемой музыке. 1. В гостях у музыки. Сто тысяч разных звуков как родилась музыка? Можно ли музыку перевести на язык слов 2. Закрой глаза и ты увидишь что значит понимать музыку? Тема 2. О музыке и музыкантах Цель раскрыть значение музыки в жизни людей, как она рождается, кто ее создает, где она звучит. 1. О тех, кто сочиняет музыку. В гостях у известного композитора Шаинского В.В 2 Чудесные мелодии. Я - певец и композитор. Тема 3. Какая разная музыка Цель развитие познавательных способностей детей, использование музыкальных произведений, направленных на развитие мышления и воображения. 7. Звук, который выражает слово, а что же песня? поем и рисуем . 8. Песня на романском наречии . 9. В музыкальном театре.

Слушание оперы Н.А. Римского-Корсакова по сказке А.С. Пушкина Сказка о царе Салтане. Тема 4. Где звучит музыка Цель ознакомление с музыкальными жанрами как построены опера, балет, о чем рассказывает музыка баллад и симфоний.

Филармония, театр, опера-балет, культура слушания музыки. 1. Музыкальная площадка. Концерт ансамбля народной песни Сударушка. Тема 5. Путешествие в страну музыкальных инструментов Цель ознакомление с народными инструментами разных времен и народов. 1. Вечер развлечений Посиделки рассказы о музыкальных инструментах о пастушьем рожке, о флейте, о скрипке, о русской балалайке. Тема 6. Я - композитор Цель развивать способность у учащихся сочинять элементарные мелодии, передавая в них свои чувства, эмоции. 1. Веселые мелодии дети самостоятельно сочиняют мелодии. Тема 7. Неповторимые мгновения Цель ввести ребенка в новый круг музыкального чтения и музыкальных интересов.

Развить его чувства, воображение, фантазию, творческие способности.

Воспитывать эстетический вкус. 10. Слушание оперы Красная шапочка . 11. Слушание оперы Морозко . 3. Просмотр видео-кассеты с записью балета П.И. Чайковского Щелкунчик. Тема 8. Музыкальное путешествие по Западной Европе Цель приобщать детей к мировому наследию музыкальной культуры. 12. Загадочные вальсы И. Штрауса . 13. Попурри из оперетт И. Кальмана . 3. Игры для больших и маленьких детский музыкальный фольклор Западной Европы . 14. Я - маленький странник. Тема 9. Далекая и близкая Америка Цель познакомить учащихся с музыкой Америки и ее творцами. 15. Чудеса музыкальной Америки. Я слушаю музыку Гершвина . 16. Я знаю музыкальные игры американских детей. Тема 10. Восточные напевы Цель развивать способность различать особенности культур. 17. Секреты музыкальных инструментов Востока вина, хиджак и др Альманах по странам ближнего Востока песни, танцы . 18. Игры Востока и их чудеса. 19. Праздник цветов в индийском храме. 20. Музыкальное шоу Веселый Арлекин итоговый урок. II.3 Результат контрольного эксперимента.

Целью контрольного эксперимента является выявление уровня сформированности механизмов достижения катарсиса у младших школьников. Для реализации данной цели были использованы аналогичные методики, как и на констатирующем эксперименте, но взят другой музыкальный материал. 21. Открой себя через музыку Полонез. М. Огинского . 22. В гостях у сказки Детский альбом. П.И. Чайковский . 23. Море волнуется - раз Картинки с выставки. М.П. Мусоргский. Содержание каждой методики смотреть на констатирующем эксперименте страница 43-46 . В процессе проведения контрольного эксперимента было выявлено, что у детей с высоким уровнем достижения катарсиса при восприятии музыкальных произведений.

Характеризуется единством эмоционального и интеллектуального, способностью воображать, отождествлять себя с музыкальным образом.

Так, например, Даша Л. в методике Открой себя через музыку верно определила лад произведения, дала ему название и передала в рисунке наиболее близко образ пьесы.

У детей со среднем уровнем достижения катарсиса восприятие и понимание музыкальных образов носит не всегда адекватный характер. Анализ музыкального образа происходит по образцу, отсутствует самостоятельность. Учащиеся допускают неточности в определении лада, не могут передать услышанный образ через пластику и движения. Так, например, в методике Море волнуется - раз Вика Л. и Саша Б. мало эмоциональны, движения скупы, недостаточно четкие и понятные, не совсем точно определили характер произведения.

У детей с низким уровнем достижения катарсиса и понимания музыкальных образов неадекватное, целостное, нерасчлененное, интерес к восприятию музыкальных образов отсутствует. Речевые коммуникации носят личностный характер, но не адекватны содержанию произведений и имеют слабую эмоциональную окрашенность. Например, в методике В гостях у сказки , Денис Х. Не смог точно передать музыкальный образ словесно.

Речь была сухой, неэмоциональной, краткой. У детей с низким уровнем восприятие музыки поверхностное, отсутствует сосредоточенное вслушивание в произведение, поэтому не происходит достижение пикового состояния.