Авангард в России

Содержание: Введение. 3 1. Три волны авангарда поэзии 2. Русский книжный авангард в Нью-Йорке 3. ГИНХУК 4. Кyбизм 5. Кубофутуризм 6. Супрематизм 27 Заключение. 30 Список литературы: 32 Введение. Самарский поэт и критик Александр Уланов в статье “Осколки авангарда”, рассматривая некоторые распространенные мнения об авангарде, остроумно заметил, что “авангард растворен в огромной массе голосов — и в этом смысле отсутствует.

Однако как один из голосов он продолжает звучать — и в этом смысле существует”. Целостной картины того, что происходит, и в самом деле нет, поэтому те, кто пишет о современных авангардных явлениях, довольствуются именно осколками. .Авангард всегда только еще вызревает. Вызревание происходит долго. Нельзя обольщаться мгновенным откликом. Идеи Хлебникова и Малевича еще не впитаны, ими еще не пропиталась почва Авангард принципиально неповторим и что невозможно указать в современной литературе то конкретно-узкое, направленческое русло, в которое устремилась вся авангардная энергия.

С этим, в общем, можно согласится. Но не с тем, что “авангард всегда сознательно противопоставлен традиции”. К сожалению, это глубоко укоренившееся мнение, отчасти основанное на эпатажных антитрадиционалистских манифестах исторического авангарда. Если мы взглянем на творчество любого деятеля исторического авангарда — будь то Пикассо или Хлебников, Бретон или Швиттерс, Кандинский или Шагал, мы увидим, что каждый из них обращался к той или иной традиции, неважно, что это было: традиционная народная заговорная поэзия, африканское традиционное искусство, творчество Лотреамона или Моргенштерна, русская бытовая роспись или еврейский фольклор Чаще всего в оборот вводилась именно другая традиция и тем самым достигалась неповторимость творения и эстетический эффект, один из секретов которого — в актуализации и сосредоточении приемов, дотоле “рассыпанных” в искусстве, редко встречающихся.

Кстати, таких рассыпанных и порой неосознанных приемов много в самом историческом авангарде.

Любопытно заметить, что первая половина столетия пыталась выразить такие артистические устремления, осуществиться которым было суждено во второй его половине. Отдельные формы поэзии были авангардны в первой половине века, но более широко укоренились в его второй половине. 1.

Три волны авангарда поэзии

Да и вся поэтическая ситуация 1820-х — 1830-х годов (поверх тыняновско... Здесь предтечи — русские символисты, и в первую очередь Брюсов, Андрей... Но мы с дистанции трех столетий лишь можем догадываться о степени экст... Как отмечал Д.С.Лихачев, то был век “перехода от древней литературы к ... К давней традиции, восходящей к античности (Гораций), к европейскому (...

Русский книжный авангард в Нью-Йорке

Виват, Россия! Самое древнее портфолио на выставке - принты с графикой... Новые тенденции нуждались в теоретическом обосновании, как это происхо... Пикассо написал картину "Авиньонские девицы" (Музей современного искус... Будучи самым радикальным художественным направлением предвоенных лет, ... Все три периода развития шли с 1913 по 1918 год.

Заключение

Заключение. Ситуация в культуре сложная. Существует сильнейший фон. Телевидение с абсолютным засилием попсы и какого-то разгульного веселья, особенно отвратительного при нынешнем положении дел в стране.

Можно понять тот сильнейший скепсис, который охватил немалую часть поколения 20-летних. Однозначная трактовка авангарда как слома не выдерживает критики. Можно говорить о тенденции к слому. А.Цуканов, анализируя ряд современных книг по теории и практике авангарда, приходит к выводу, “что поиск новых технологий и есть проявление сущностной интенции авангарда, именно это “сцепляет” классический и современный авангард в одно целое”. В начале 90-х Вл. Новиков опубликовал в парижском журнале “Синтаксис” “Авант-афоризмы”. 13 афористических тезисов Новикова — это блестящая характеристика авангарда как сущности искусства вообще.

Например, из пятого тезиса: “Авангард выявляет надкоммуникативную природу всего искусства. Искусство не есть коммуникация, вся его смысловая сторона — только материал”. Шестой тезис: “Семиотический подход к авангарду беспомощен так же, как и все другие внеэстетические подходы, поскольку знак для авангарда — материал, одна из красок, но никак не суть”. Это, конечно, сильнейшее заострение и обобщение, идеальный, крайний вариант.

По поводу семиотического подхода можно согласиться, но с оговоркой, что краска (знак) и есть суть, но не в традиционном понимании. Это смысл, но иной, по другим законам действующий. Исторический авангард, несмотря на сильнейшую связь с символизмом, выходил к новым технологиям, объединяя слово и живопись, разлагая слово на составные элементы, проводя эксперименты со звуком. Все это в свою очередь оказывало воздействие на символистов, особенно на реактивного А.Белого и скрупулезного В.Брюсова.

Вообще же границы между эпохами символизма и авангарда весьма условны и “реально” существуют лишь в теоретических построениях. В современной ситуации всевозможные переплетения еще более сложны. В результате за авангард (под чем подразумевается — новое формальное решение) принимаются, например, художественные рефлексии на соцреализм либо на современную поп-культуру.

Список литературы: 1. Балашова Т. Многоликий авангард // Сюрреализм и авангард: Материалы российско-французского коллоквиума, состоявшегося в Институте мировой литературы. М.: ГИТИС, 1999. С. 22-33 2. Маркадэ Ж К. Подсознательное и алогизм в русском искусстве 1910-х и 1920-х годов // Сюрреализм и авангард: Материалы российско-французского коллоквиума, состоявшегося в Институте мировой литературы. М.: ГИТИС, 1999. С. 73-82 3. Сарабьянов Д. В. История русского искусства конца ХIХ – начала ХХ века: Учеб. пособие.

М.: Издательство МГУ, 1993. 320 с. [“Экспрессионистическая” и “кубистическая” линии в русской живописи] 4. Русский авангард в кругу европейской культуры. М.: Радикс, 1994. 447 с. 5. Сироткин Н. С. Эстетика авангарда: футуризм, экспрессионизм, дадаизм // Вестник Челябинского университета. Серия 2. Филология. 1999. № 2. С. 119-128 6. Сухопаров С. Отец русского авангарда: История “эксперимента, заведомо обреченного на неудачу” // Донбасс. 1991. № 3. С. 135-136.