ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО РЕМБРАНДТА

ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО РЕМБРАНДТА. Рембрандт Гарменс ван Рейн родился 15 июля 1606 года в Лейдене - городе, расположенном близ Гааги, на Рейне. Отец Рембрандта был владельцем нескольких домов, садовых участков и мельницы. Первоначально родители будущего художника предполагали дать своему сыну гуманитарное образование.

После семилетнего обучения в латинской школе, в 1620 году он был записан в Лейденский университет-один из старейших университетов в Европе, основанный еще в 1575 году. Но Рембрандт пробыл там недолго. Пробудившаяся склонность к искусству привела его в мастерскую местного художника Якоба ван Сваненбурга, где он в течение трех лет учился живописи. Затем следует полугодовое обучение в Амстердаме у известного живописца Питера Ластмана. Вернувшись в Лейден около 1625 года, Рембрандт начинает свой самостоятельный творческий путь. Так называемый лейденский период творчества мастера продолжается до 1631 года. Уже в это время Рембрандт становится одним из популярнейших живописцев родного города его мастерская привлекает учеников.

Голландский поэт Константин Гюйгенс посвящает хвалебные строки в своей автобиографии лейденским художникам - Рембрандту и Ливенсу. К числу лучших произведений лейденского периода принадлежит картина Христос и ученики в Эммаусе, написанная Рембрандтом около 1629 года и находящаяся ныне в парижском частном собрании.

Она создана по мотивам известной евангельской легенды, повествующей об одном из чудес воскресшего после смерти Христа. Популярность молодого Рембрандта быстро растет, и уже в начале 30-х годов сограждане начинают заказывать ему свои портреты. В числе первых был написали Портрет ученого 1631 год, Эрмитаж. Перед зрителем-голландский интеллигент того поколения, которое еще всеми корнями связано с народом. Простое, открытое, несколько грубоватое лицо, жесткие мясистые руки выдают его плебейское происхождение.

Стремясь максимально приблизиться к жизни, Рембрандт показывает человека не изолированно, а в его бытовой обстановке. Поэтому ученый изображен за рабочим столом, с пером в руке, в момент работы над рукописью, когда и застает его как бы входящий в комнату зритель. Портретируемый отрывается от рукописи, поворачивает лицо к вошедшему, обращается к нему с какими-то словами. В конце 1631 года Рембрандт переезжает в Амстердам - главный город Голландии.

Как предполагают, причиной его переезда был крупный заказ гильдии амстердамских врачей на групповой портрет, получивший название Урок анатомии доктора Тульпа. Творчество Рембрандта 30-х годов протекает под знаком опорного труда и постепенного становления. Достигнутые успехи вселяют в него уверенность и служат стимулом для дальнейших напряженных поисков. Он неустанно вбирает разнообразные впечатления окружающей жизни, глубоко осмысляет их, перевоплощает в своем искусстве.

В луврском автопортрете 1634 года за нарядной артистической внешностью молодого Рембрандта ясно улавливается его волевая натура. Чуть сдвинутые брови, сжатые губы, умный и твердый взгляд - все говорит о привычной внутренней собранности. Вместе с тем образ не лишен оттенка неустойчивости и беспокойства. Изображение чуть сместилось в сторону от основной композиционной оси, подвижна светотень, да и само выражение лица выдает душевную взволнованность человека.

Таков Рембрандт периода бури и натиска, как часто называют этап 30-х годов в его творчестве. Дух оптимизма, рожденный эпохой буржуазного развития Голландии, не был чужд и Рембрандту. Оптимистическому настроению художника в этот период не могли не способствовать его личные удачи. 1632-1642 годы-счастливое десятилетие в его жизни. Женитьба на богатой невесте Саскии к которой мы вернемся позже в разговоре о Данае, многочисленные заказы превращают его в одного из состоятельных людей Амстердама.

Он покупает прекрасный дом, щедро тратит свои богатства на покупку нидерландских гравюр, картин художников Возрождения, персидских миниатюр, экзотических одежд и тканей, которые с далекого Востока привозят в приморский Амстердам. Войдя в жизнь Рембрандта, обаятельная Саския входит и в его искусство. Влюбленно следует за ней глаз художника. Одна за другой появляются из-под его руки много-численные зарисовки То он изображает ее принаряжающейся перед зеркалом, то больной, ожидающей рождения ребенка, то счастливой матерью с сыном на руках.

Несколько портретов своей возлюбленной создает Рембрандт в офорте и живописи. Непринужденностью, человеческой теплотой подкупает дрезденский портрет Саскии 1633 года. Грациозно наклонив головку, она поворачивает к нам свое лицо. Лукаво щурятся глаза, ласковая мимолетная улыбка появляется на устах. Вот в эту минуту, капризной, нежной, кокетливой и показал ее Рембрандт. В середине 30-х годов Рембрандт пишет известный автопортрет с Саскией на коленях.

Если ранние исторические картины Рембрандта проникнуты духом барокко, то с средины 30-х годов произведения художника в историческом жанре начинают приобретать иной характер. Сквозь внешнюю патетику вое более пробиваются подлинные человеческие страсти, все чаще театральная драма, ужасное событие сменяется подлинной драмой жизни. Эти новые черты отчетливо выступают в эрмитажной картине Снятие с креста, написанной в 1634 году. Сороковыми годами начинается новый этап рембрандтовского творчества.

Он все более замыкается в кругу библейско-евангельских тем, провозглашая свои этические идеалы, веруя в то, что благородство и разум людей помогут им победить трудности жизни. Первоосновой рембрандтовского гуманизма зачастую служит нравственная чистота людей из народа, красивая простота их взаимоотношений. На протяжении 40-х годов Рембрандт несколько раз обращается к теме святого семейства. Одно из лучших решений этой темы - эрмитажная картина Святое семейство, созданная художником в 1645 году. В 1662 году Рембрандт выполняет последний заказ на большой групповой портрет. Он изображает старшин амстердамского цеха суконщиков, выступающих с докладом перед собранием цеха. Портрет вошел в историю искусства под названием Синдики. В последние годы жизни Рембрандта трагически складыается его личная судьба.

Усугубляется конфликт художника с бюргерским обществом. Почти не имея заказов, в середине 50-х годов он терпит банкротство. В 1658 году были проданы с аукциона дом Рембрандта и его богатейшая художественная коллекция в 1662 году умерла Хендрикье Стоффельс, а шесть лет спустя неожиданно скончался Титус. И, однако, на склоне лет художник достигает вершины своих творческих возможностей.

В последнее десятилетие он создает свои лучшие исторические картины. Исторические образы Рембрандта 60-х годов отличаются особой драматической силой и философской глубиной. Конфликт между добром и злом в человеческом обществе, который всегда являлся лейтмотивом исторического жанра Рембрандта, выступает в картинах этих яет во всем трагизме.

Положительные герои, олицетворяющие возвышенное, благородное человеческое начало, сталкиваются в этих картинах с носителями враждебного, злого, или с людьми, совершившими трагическую, непоправимую ошибку. В 1660 году Рембрандт создает известную картину Ассур, Аман и Эсфирь, хранящуюся ныне в московском Музее изобразительных искусств. Если в картинах, посвященных истории Амана, результатом конфликта является непримиримое осуждение, как бы ни было тяжело оно для самих выносящих приговор, то о гуманной прощении и о глубоком раскаянии человека, совершившего горькую ошибку, повествует знаменитое произведение Рембрандта Возвращение блудного сына. Эта картина хранится в собрании ленинградского Государственного Эрмитажа и справедливо считается гордостью эрмитажной коллекции.

Произведение написано Рембрандтом в год смерти. Забытый современниками, совсем одинокий, он создает свое последнее гениальное творение.

Возвращение блудного сына - это как бы итог мудрых раздумий Рембрандта о мире и людях. Его пессимистическое отношение к действительности в последние годы жизни, с одной стороны, и ничем не сломленная вера в человека, в нравственную высоту его - с другой, с равной силой звучат в последнем произведении гениального художника. Все они поражают виртуозностью исполнения, передачей цвета и фактуры тканей, искрами камней и блеском золота. Но со временем прослеживаются изменения в технике живописи.

На закате лет он почти не работает кистью. Рембрандт пишет без особой тщательности, что вызывает упреки заказчиков. На замечания о небрежности исполнения он отвечает Я не маляр, а художник. В полотнах часто появляется тревожный красный цвет и чувство усталости. В октябре 1669 года Рембрандт ван Рейн скончался. Рембрандт прожил 64 года. В последний путь его провожала только дочь Корнелия. В книге описи имущества значились только 3 куртки, 10 колпаков и принадлежности для рисования.

Эта смерть осталась почти незамеченной его современниками. Только скромная запись в церковной книге амстердамского собора Вестернкерк сообщает нам дату похорон художника 8 октября 1669 года. Признание гениального мастера пришло лишь несколько десятилетий спустя.