Складывание собственного архитектурного стиля в Германии

Складывание собственного архитектурного стиля в Германии. Сложен и противоречив был и путь становления национального стиля в архитектуре, Единственными зна¬чительными памятниками немец¬кого зодчества первой половины XVII века явились здания цейхгауза (1602-1607) и ратуши (1615-1620) в Аугсбурге, построенные Э. Холлем (1573-1646). В уравновешенности и четкости членений, в спокойной ясности величавых монументальных сооружений Холля еще живет дух Ренессанса, но барочные архитек¬турные элементы - волюты, сдвоенные пилястры и т.д свидетель¬ствуют о переходе к новому стилю.

Во внешнем решении зданий они ис¬пользованы очень сдержанно, в осо¬бенности в ратуше: пышное бароч¬ное великолепие торжествует толь¬ко в оформлении «Золотого зала». Холль мастерски прививает новые стилистические приемы к местной северной традиции, сохраняет преем¬ственную связь с готической архи¬тектурой (здания вытянуты по вер¬тикали, имеют островерхие завер¬шения кровель). Холль наметил путь самобытного развития немецкого барочного зодчества, но естественную его эволюцию нарушила Трид¬цатилетняя война, с началом кото¬рой в Германии почти полностью прекратилось строительство.

После Вестфальского мира постепенно воз¬рождается и архитектура, но по¬скольку собственных кадров строи¬телей не было, во второй половине столетия здесь работали главным образом иностранные мастера. Культовое строительство особенно большой размах приняло в южных областях Германии, где господство¬вала католическая церковь и где по¬этому очень тесными были мате¬риальные и духовные связи с Ита¬лией. Итальянские зодчие насажда¬ли здесь так называемый иезуитский стиль, образцом для церковных построек служили римские храмы, в частности церковь Иль Джезу (Театинская церковь в Мюнхене, 1663-1667, арх. А. Барелли, Э. Цуккали; собор в Пассау, 1668, арх. С. Лугано; монастырь в Вюрцбурге, 1670, арх. А. Петрини). В северных и северо-западных обла¬стях страны, где преобладала про¬тестантская религия, доминировало влияние голландской архитектуры, а в последней трети XVII столетия возросло значение французского зодчества. В архитектуре Северной Германии есть особые черты - ра¬ционалистическая ясность, даже строгость, а порой и оттенок трез¬вого практицизма.

Протестантские церкви резко отличались от католических храмов Южной Германии.

В светском же строительстве в целом различия не были столь существенны: его дух и характер определяла феодальная аристократия; голос гордого, самоутверждающегося бюргерства, так явственно ощутимый в ратуше Холля, больше не был слышен.

Развивалась преимущественно репрезентативная архитектура — массовые виды строительной деятельности находились в упадке.

Городская застройка нередко унифицировалась, бюргерские дома возводились по одному, санкционированному владетельным князем типу, а планировка города подчинялась его резиденции, ориентировалась на нее. Немецкие князья, чтобы укрепить свой политический престиж, стре¬мились во всем подражать европей¬ским монархам, в особенности фран¬цузскому.

Каждый немецкий князь, владелец карликового государства, хотел иметь «свой Версаль». Двор¬цы строились по французским образ¬цам, парки получали регулярную пла¬нировку (Городской дворец в Потс¬даме, 1660-1682; Фейтсхёхейм около Вюрцбурга, 1680—1682; Херренхау-зен близ Ганновера, 1666-1699; дво¬рец и парк Гроссер-гартен в Дрез¬дене, 1676—1683). Ансамбль Гроссер-гартен (арх. И. Г. Штарке) стал ис¬ходным пунктом для развития ба¬рочного зодчества в столице Саксон¬ского княжества.

Дворец, поставленный на главной оси парка, как бы держит весь ансамбль. В центре главного фасада, импозантного, бо¬гатого по пластической проработке, расположены две двухмаршевые лестницы, ведущие в парадный зал, занимающий центральное место в интерьере. Ансамбль как бы завер¬шают «обрамляющие» парк шест¬надцать павильонов. Гроссер-гартен явился прообразом дрезденского Цвингера — самого замечательного памятника барочной архитектуры Саксонии. 1.3.