Развитие немецкой скульптуры в XVII веке

Развитие немецкой скульптуры в XVII веке. Немецкая скульптура XVII века раз¬вивалась в тесной связи с архитекту¬рой, играла главную роль в укра¬шении интерьеров. Воздействие итальянского и фламандского барок¬ко было определяющим для немецкой пластики этой эпохи, но в твор¬честве нескольких значительных мастеров барочный стиль получил национальную окраску.

Самобытный характер подчас при¬сущ уже скульптуре начала ХVII века в период становления нового стиля, когда постепенно изживались маньеристические черты (многие немецкие скульпторы этого времени прямо или косвенно испытали силь¬ное воздействие искусства Джовавни да Болонья). Большого драматического напряже¬ния исполнены работы Ганса Раяхеля (1570-1642) - «Распятие» (1605, алтарь ц. св. Ульриха и Афры в Аугсбурге) и динамичная компо¬зиция «Архангел Михаил с сатаной» (1603—1606). Огромная по размерам, эффектная декоративная группа размещена на портале цейхгауза в Аугсбурге - она мастерски связана с архитектурой и обогащает не¬сколько плоскостный фасад здания сильным пластическим акцентом.

В апостолах из алтаря собора в Ольденбурге (1614—1618), исполненных Л. Мюнстерманом (ок. 1570/80 - ок. 1638), заметны отзвуки манье¬ризма (змеевидный изгиб фигур, на¬рочитая усложненность поз), но прежде всего надо отметить жизнен¬ную выразительность типов, стрем¬ление выявить индивидуальное свое¬образие в физическом облике и ду¬шевном состоянии персонажей.

Благодаря подчеркнутой индивидуа¬лизации образов в эмоциональной стихии немецкой барочной скульп¬туры даже в спиритуалистической экзальтации и нервной взвинченно¬сти произведений культовой пласти¬ки всегда ощущается оттенок лично¬го переживания. Примером могут служить работы Себастьяна Вальте¬ра (1576-1645), ведущего дрезден¬ского скульптора первой половины XVII века (рельефы «Тайная вече¬ря», Дрезден, Городской музей; «Положение во гроб» из надгробия Л. Кранаха младшего, Виттенберг, собор). Повышенная духовная экспрессия и характерность образов как бы свя¬зывали скульптуру немецкого ба¬рокко с поздней готикой и искусст¬вом XVI века, органично впитавшим в себя ее традиции.

Эту перекличку с художественной культурой прош¬лого можно уловить не только в эмо¬циональном строе, но и в пластичес¬ком языке — в апостолах Л. Мюнстермана, в поздних работах С. Валь¬тера (группа «Грех, смерть и дья¬вол», Дрезден, Городской музей); в барочной по своему иллюзионисти¬ческому эффекту композиции «По¬клонение пастухов» (дерево, 1613— 1616, алтарь собора в Юберлингене) Йорга Цюрна (ок. 1583-ок. 1635) живет средневековая по духу простодушная искренность и наивность экс¬прессии. Характерно также, что в это время были широко распространены традиционные техники немецкой скульптуры - деревянная пластика и резьба по слоновой кости.

Сознательное обращение к нацио¬нальной художественной традиции было для мастеров Германии одним из средств отстоять свою националь¬ную самобытность.

Это свойственно и скульпторам зрелого XVII века: так, Георг Швейггер вдохновлялся графикой Дюрера и скульптурой Ф. Штосса. Крупным мастерам удавалось и твор¬чески переосмыслить иностранные влияния. В группе «Распятие» (по¬золоченное дерево, 1648-1653, со¬бор в Бамберге) Юстус Глесскер (ок. 1620 - ок. 1681) своеобразно преломил уроки высокого римского барокко - он избегал в своем искусстве внешней патетики.

Осо¬бенно замечателен искренностью и благородством выражения скорби образ Марии. В пластическом ре¬шении - в движении фигур, в трактовке одеяний, в ритме ли¬ний - та же ясность и одухотво¬ренность. Произведения Глесскера представляют классическую линию в немецкой барочной скульптуре. Искусство Георга Петеля (1601/02-1634) формировалось в Италии и Фландрии, что помогло раскрыться разны сторонам его дарования.

В жизнерадостных, чувственных об¬разах, навеянных античной мифо¬логией («Венера и Купидон», ок. 1624, Оксфорд, музей Ашмола; «Геркулес, борющийся с гидрой», Аугсбург, Музей) ясно сказывается благотворное воздействие искусства Рубенса. Близкий рубенсовской жи¬вописи идеал воплощен и в образе Магдалины в лучшем творении Пе¬теля - композиции «Магдалина - у подножия распятия» (бронза, 1625-1630, Регенсбург, Нижний собор). Образ Магдалины захватывает тра¬гическим величием переживания и своей земной полнокровностью, жизненной силой.

Эта земная, жизнеутверждающая стихия не была чужда барочной скульптуре Германии этой эпохи, хотя она и тяготела прежде всего к драматической эмоциональной сфере. На рубеже XVII - XVIII веков в скульптурной деятельности А. Шлютера, широкой по тематическому и эмоциональному диапазону (монументальная скульптура, пор¬трет, надгробия, рельефы), утверж¬дается национально-самобытная ли¬ния развития немецкой барочной пластики. Творчество Шлютера зна¬менует начало подъема художест¬венной культуры Германии, возрож¬дение ее национальной школы.

Глава 2.