Работы Шлютера XVIII века

Работы Шлютера XVIII века. Андреас Шлютер (ок. 1660-1714) работал в Берлине при дворе курфюрста Фридриха III. Работы Шлютера говорят о знакомстве его с искус¬ством Бернини и с французским классицизмом XVII века. Образцом для его конной статуи Фридриха-Вильгельма (Великого Курфюрста-Берлин, 1698- 1703)послужил памят¬ник Людовику XIV работы Жирар¬дона. Но статуя Шлютера отлича¬ется иным, типично барочным ощу¬щением формы, она тяжелее, во подвижнее.

Пластическая мощь ощущается и в фигуре курфюрста и в фигурах четырех рабов, которые Шлютер поместил по углам пышного постамента.

Для украшения дворовых окон берлинского Цейхгауза Шлютер вьполнил замечательную серию голов уми¬рающих воинов(1698-1699). Скульп¬тура барокко охотно обращалась к передаче всевозможных аффектов. Шлютер вносит большое разнооб¬разие в изображение страдания. Од¬нако он не ставит своей целью толь¬ко потрясти зрителя: суровые, энергично вылепленные головы героев заставляют думать не только о стра¬даниях, но также о силе и муже¬стве. Тогда же Шлютер назначается глав¬ным архитектором королевского дворца в Берлине.

Общий облик этого долго строившегося и разностильно¬го здания определили именно те его части, которые были созданы Шлютером. Больше всего удался архи¬тектору выстроенный из серого камня южный фасад (1698-1706) с двумя мощно выступающими риза¬литами. Каждый ризалит имел че¬тыре колонны гигантского ордера, которые покоились на рустован¬ном цоколе. Их вертикали подчерки¬вались статуями на балюстраде.

Своим строгим величием эти порта¬лы напоминали творения француз¬ской архитектуры XVII столетия. 2.2. Дрезденский Цвингер — шедевр барокко В отличие от постройки Шлютера архитектура дворца Цвингер, соз¬данного в Дрездене в 1711-1722 го¬дах Даниелем Пёппельманом (1662-1736), не имеет прямых аналогий в европейском зодчестве. Ансамбль Цвингера представляет собой пря¬моугольный двор, образованный шестью двухэтажными павильона¬ми и соединяющими их галереями.

С северо-востока ансамбль остался недостроенным. Позднее (уже в XIX веке) двор Цвингера был замкнут зданием Картинной галереи. Цвин¬гер предназначался для всякого рода празднеств, что во многом определи¬ло своеобразие его архитектуры. Обширный двор должен был слу¬жить для парадов и зрелищ, а окру¬жающие его павильоны — своеоб¬разными театральными ложами. Пёппельман проявил много фантазии и изобретательности в украше¬нии павильонов. Особым изящест¬вом отличаются расположенные друг против друга «Павильон на ва¬лу» и «Павильон с колокольчиками» (получивший такое название из-за часов с боем). Они буквально тонут в пышном декоративном убранстве.

Нижние этажи их украшены полу¬фигурами гримасничающих атлан¬тов работы австрийского скульпто¬ра Бальтазара Пермозера. Карнизы второго этажа, кажется, готовы об¬рушиться под тяжестью статуй, де¬коративных ваз, маскаронов, увенчи¬вающих громадные окна, и цветоч¬ных гирлянд. Но весь этот обильный декор только подчеркивает легкость конструкции павильонов.

В архитек¬туре Цвингера выступают черты, предвосхищающие рококо: несколь¬ко капризная игра форм, легкость, декоративность. Но в ней нет еще той интимности, к которой позже будет стремиться дворцовая архитектура. Сам размах постройки, изобилие пластического декора говорят об эпохе барокко. Третья замечательная постройка на¬чала века — дворец архиепископа в Зюрцбурге, созданный в 1719—1753 годах Бальтазаром Нейманом (1687— 1753). Архитектор стремился придать своему творению черты величественной сдержанности и благородной ясности.

Длинный парковый фасад дворца вытянут в одну линию, причем оба его конца даже не акцентированы ризалитами, а лишь подчёркнуты пилястрами и плоскими фронтонами. Средняя часть здания, умеренно декорированная и несколько выдвинутая вперед, не нарушает иного, неторопливого ритма фасада. 2.3.