Церковная архитектура Германии

Церковная архитектура Германии. Между тем церковной архитектуре барокко в Германии в целом присущ спиритуалистический уклон. Ни в одной стране Европы в XVIII веке удельный вес церковного искусства не был так велик, как здесь.

Глав¬ные завоевания немецкой барочной архитектуры относятся не к внешне¬му виду здания, а к его интерьеру, цель которого - создать необычное, повышенное настроение. Архитек¬тура, декоративное убранство, скульптура и живопись объединя¬ются, чтобы поддержать религиоз¬ное возбуждение молящихся. Ма¬стерство синтеза у немецких худож¬ников барокко порой достигает вы¬соты средневекового искусства. В это время создаются такие ансам¬бли, как интерьер собора в Фуль-де Иоганна Динценхофера (1665-1726), интерьеры церквей в Цвифальтене и Оттобойрене (архитектор Иоганн Михаэль Фишер, 1692-1766), Штайнхаузене и церковь Виз (ар¬хитектор Доминику с Циммерман; (1685-1766). В Германии работает ряд художников, соединяющих та¬ланты строителей, живописцев и декораторов.

Талантливейшие из них - мюнхенские мастера, братья Азам. Старший из братьев — Космас Дамиан Азам (1686 -1739) - был пре¬имущественно живописцем, млад¬ший - Эгид Квирин (1692-1750) -скульптором и мастером лепных украшений. К совместным работам Азамов относятся их лучшие созда¬ния, в которых они особенно после¬довательно осуществляют принцип пластически живописного ансамбля: интерьеры монастырской церкви в Роре (1717-1723, Нижняя Бава¬рия), церквей в Вельтенбурге (1718-1721) и Мюнхене (церковь св. Иоан¬на Непомука). Замысел церковных интерьеров в Роре и в Вельтенбурге основан на принципе театрального зрелища. Алтарь в Вельтенбурге от¬делен от зрителя проходом, лишен¬ным окон. Тем самым подчеркнута дистанция между алтарем и моля¬щимися.

Лишь издали через затенен¬ный переход они видят пышный барочный портал, украшенный ви¬тыми колоннами.

Портал служит фантастической декорацией для по¬золоченных фигур св. Георгия, спа¬сенной им девы и дракона. Свет па¬дает на скультуры сзади, усили¬вая продуманный сценический эф¬фект. Алтарь церкви в Роре, замыкающий центральный неф, как кулисами, обрамлен массивными колоннами, а в центре, на фоне живописного за¬навеса четко выделяется много¬фигурное патетически-экспрессив¬ное алебастровое «Вознесение Ма¬рии». Несмотря на кажущуюся раз¬бросанность фигур, их подчеркнутую аффектацию, группа объединена ритмом вихреобразного движения, ее нервная динамика контрастирует с тяжелой неподвижностью архитектуры.

В маленькой церкви (1733-1735) тесное внутреннее¬помещение буквально дави чрезмерным изобилием декора, заставляет зрителя невольно поднимать глаза вверх, где помещена скульптурная группа, изображающая Троицу.

Чудо — также излюбленная тема немецкой барочной живописи. Немецкие мастера охотно использовали в своих плафонах иллюзионистические перспективные эффекты, но не столько с тем, чтобы демонстрировать свою технику, умение изображать тела во всевозможных ракурсах, а главным образом для усиления трансцендентного начала. В то же время живопись барокко обнаруживает пристальное внимание к бытовым деталям, мастера ее охотно вводят в свои монументальные пейзажные мотивы, их произведения подчас поражают неожиданностью решения.

Во фреске трапезной монастыря Бржевнов (Прага, 1727) кисти К. Азама, изображающей эпизод из жизни св. Гюнтера, всю сцену пересекает громадная драпировка, идущая из центра написанного купола в угол композиции. Эффектное немецкое церковное барок¬ко продолжало быть действенным на протяжении большей части XVIII столетия. Однако в произведениях художников, работавших во второй половине века, формы приобретают всё большую легкость, в них сильнее проступает декоративное начало, подлинный драматизм уступает мес¬то поверхностной патетик», наблюдается склонность скорее манерно¬му, чем сильному и глубокому.

Эти особенности позднего ба¬рокко близки рококо. Церковное барокко перенимает от светско¬го искусства его изящную, часто жеманную утонченность. В эту эпо¬ху особого расцвета достигает скульптура. В интерьере немецкой барочной церкви ей отводилась большая роль, чем живописи. В ней сильнее проявились национальные традиции.

Деревянная скульптура в церкви, как правило, пестро рас¬крашивалась. Но этой натуралисти¬ческой тенденции противостоят манерная вытянутость фигур, их напряженная динамика. 2.4.