Скульптура Гюнцера

Скульптура Гюнцера. Самым талантливым из плеяды скульпторов, работавших в середине и второй половине века, был Игнац Гюнтер (1725-1775). Его ис¬кусство далеко от экстатических крайностей барокко, но глубоко эмоционально, причем эмоциональ¬ность имеет совершенно различные, порой прямо противоположные проявления.

В «Оплакивании» Гюн-тера (церковь в Вейярне, 1763—1764) очень силен трагический пафос, столь свойственный барокко. Блед¬ное мертвое тело Христа тяжело сползает с колен Марии. Его члены окостенели, черты лица искажены предсмертной судорогой, кисти рук судорожно сжаты. Богоматерь, рыдая, смотрит в лицо сына, из ее груди торчит золотой меч. Парное этой группе «Благовещение», напро¬тив, совершенно лишено драматиче¬ского начала. Обольстительно улы¬баясь, легко, как бы танцуя, при¬ближается к мадонне юный, розо¬вощекий ангел.

В грациозно-кокет¬ливом наклоне, словно в реверансе, застыла Мария. Позы обеих фигур и миловидный типаж лиц выдают их близость к галантному искусству рококо. В одной из лучших работ Гюнтера, скульптурной группе «Ан¬гел-хранитель» (1763, Мюнхен) бросается в глаза характерное для не¬мецкого искусства соединение воз¬вышенной патетики и бытовизма. Статный, велеречивый ангел в золототканых одеждах ведет за руку маленького босоного мальчишку, который, подобрав полы, с трудом поспевает за небесным посланцем. В протестантских областях Герма¬нии церковное искусство в XVIII ве¬ке не получило значительного раз¬вития.

Католицизм и протестантство суще¬ствовали в Саксонии на равных пра¬вах, поэтому в Дрездене, крупней¬шем центре барочной архитектуры, в XVIII веке были созданы шедевры тех и других церквей. Здесь в 1734— 1756 годах итальянским зодчим Г. Кьявери была воздвигнута пыш¬ная и изящная католическая придворная церковь. Протестантская церковь ратовала за максимальную строгость во всем облике здания.

Наиболее значительным исключе¬нием из этого правила была знаме¬нитая Фрауэнкирхе, построенная в Дрездене Георгом Бером (1726-1738). Фрауэнкирхе органически вошла в барочный ансамбль Дрезде¬на. Массивная, но стройная, отли¬чающаяся внушительной торжест¬венностью, постройка представляла в плане квадрат со срезанными угла¬ми. Снаружи углы были оформлены в виде ризалитов, завершающихся высокими фигурными башенками. Церковь венчал высокий, легко кру¬глящийся каменный купол.

Фрауэн¬кирхе с ее сдержанностью и благо¬родством форм, была одним из наи¬более гармоничных созданий немецкой церковной архитектуры XVIII века. В живописи Мартина Иоганна Шми¬дта («Шмидта из Крёмса», 1718— 1801) барочный пафос уступает ме¬сто поверхностной патетике и чув¬ствительности. В своих фресках (в церкви в Крёмсе, 1787) и много¬численных алтарных композициях Шмидт не стремится создать сколь¬ко-нибудь характерные образы. Но безликий типаж, заученная и услов¬ная жестикуляция соединяются у него с тонким изяществом живопис¬ной манеры и рафинированным се¬ребристым «венецианским» коло¬ритом. 2.5.