Рококо в немецком искусстве

Рококо в немецком искусстве. Рококо в Германии, начавшее ин¬тенсивно развиваться в 30-х годах XVIII века, достигает зрелости к се¬редине столетия.

Аристократичес¬кой культуре в немецких государст¬вах были присущи определенные национальные черты, но она впитала в себя и французские влияния. Противоречивые тенденции немец¬кого рококо обнаруживаются осо¬бенно ясно в станковой живописи.

Французские влияния вступают в конфликт с немецкими националь¬ными чертами, а традиции репрезен¬тативной парадной живописи барок¬ко приходят в столкновение со стремлением нового искусства к простоте и интимности. Антуан Пэн (1683-1757), работав¬ший при прусском дворе, создавал декоративные росписи, писал га¬лантные сцены в духе Ватто и Лайк¬ре, подвизался в области портрета. Мастеровитый, но неглубокий и тя¬желовесный Пэн подражал то Рем¬брандту, то современным францу¬зам. Однако порой его модели пред¬стают перед зрителем не в шаблон¬ном обличье портретов рококо, а в неожиданном бытовом аспекте, и это придает некоторым работам Пэна, например, его портрету Кайзерлинга (ок. 1738, Голландия, Дом в Дорне), острое своеобразие.

В архитектуре веяния французского рококо были также ощутимы. В дворцовой архитектуре, в противо¬положность великолепным рези¬денциям барокко, получают -пре¬обладание постройки интимного, камерного, почти павильонного ти¬па. Таков и дворец Сан-Суси в Потс¬даме (1745—1747), выстроенный для Фридриха II Георгом Венцелаусом Кнобельсдорфом (1699-1753). Не¬большой одноэтажный дворец со¬стоит из перекрытого невысоким куполом овального зала и двух бо¬ковых крыльев.

Парковый фасад дворца с выступающей полуротон¬дой в центре украшен фигурами кариатид и атлантов, поддерживаю¬щих карниз. Расположенные по всему фасаду попарно между высо¬кими окнами, они придают дворцу нарядный, живописный вид. В отли¬чие от скульптуры Цвингера, кото¬рая неразрывно связана с архитек¬турой, атланты Сан-Суси только оживляют поверхность стены.

Здесь скульптура становится «деко¬ром» в самом прямом значении тер¬мина. Дворец эффектно возвышается на многоступенчатой террасе, спускающейся к парку, искусно распланированному Кнобельсдорфом. Осевая г регулярная композиция парка, вос¬ходящая к эпохе барокко, сочетается здесь с более интимными, пейзаж¬ными участками. Другой значительный памятник эпохи - дворец Амалиенбург (1734-1739) близ Мюнхена (Бавария), выстроенный приехавшим из Фран¬ции архитектором Франсуа Кювилье (1695-1768) еще более скромен по своим размерам, чем резиденция прусского короля.

Это маленькое строение представляет собой образец строгого и сдержанного французского вкуса. 2.6.