Искусство Москвы 17 века

Содержание Введение 3 Часть 1. Общая характеристика русской культуры XVII века 4 Часть 2. Архитектура Москвы и Московского уезда в XVII веке 1. Церковь Покрова в Рубцове 11 Часть 3. Тенденции развития живописи в XVII веке 1. Творчество Симона Ушакова 2. Икона Богоматерь "Умиление" Муромская 20 Часть 4. Золотое и серебряное дело в Москве в XVII веке 1. Основные способы обработки драгоценных металлов 2. Техники украшения изделий из драгоценных металлов 29 Заключение 32 Список использованной литературы 34 Введение XVII век был сложным, бурным, противоречивым периодом в истории России.

Недаром современники называли начало века «смутой», а весь век «бунташньм». Примерно к середине столетия последствия смутного времени удалось преодолеть вступившей на престол в 1613г. династии Романовых.

При Алексее Михайловиче (1645-1676) жизнь страны стала налаживаться. Тогда же « отразился первый момент преобразовательного движения, когда вожди его еще не думали разрывать со своим прошлым и ломать существующее» (В.О. Ключевский) . Время правления Федора Алексеевича (1676-1682) было временем перехода от деяний Алексея Михайловича к преобразованиям, совершенным Петром Великим. Эволюционные процессы, происходившие в общественном и государственном строе, ломка традиционного мировоззрения, выросший интерес к окружающему миру, тяга к «внешней премудрости» - наукам и накопление знаний отразились на характере культуры.

В этом веке, особенно в его второй половине: 1) рушатся иконографические каноны; 2) достигает апогея любовь к декоративной проработке деталей и полихромии в архитектуре; 3) происходит сближение культового и гражданского строительства, приобретшего невиданный размах; 4) идет процесс «обмирщения» искусства, то есть освобождения от церковного влияния.

В XVI веке Москва приобретает ведущее значение не только во всей русской культуре (в архитектуре, иконописи, в декоративно-прикладном искусстве). Ведущее положение Москва сохраняет за собой до начала XVIII века, когда столица переносится в Петербург. В мастерских Московского Кремля в XVI-XVII вв. работали лучшие мастера, приглашенные со всех концов России и из-за границы. В данном реферате хотелось бы рассмотреть основные тенденции развития русского искусства (архитектура, живопись, ювелирное дело) в XVII веке на примере культурной жизни Москвы. Часть 1.

Общая характеристика русской культуры XVII века

XVI и XVII века – время развития единого русского государства во главе... Каменные палаты начинают строить бояре. Реалистические тенденции отчетливо проявились в творчестве Симона Ушак... Одним из важнейших образцов для многочисленных "узорочных" церквей ста... XVII век – период, завершающий русское средневековье.

Архитектура Москвы и Московского уезда в XVII веке

Исполнитель заказов Яков Бухвостов, крепостной. В семидесятых годах строятся подмосковные храмы в боярских усадьбах, а... Архитектура приобрела общероссийский характер: обмирщение, сближение к... 1. Романовы имели основания праздновать победу над Владиславом и как обще...

Тенденции развития живописи в XVII веке

Названия этих направлений связаны с именами заказчиков и с их художест... Школа Оружейной палаты стягивала к себе самые одаренные художественные... Здесь трудился Гурий Никитин - вероятно, самый выдающийся стенописец X... Гурий Никитин и Сила Савин с артелью в 1681 году расписывают в Ярослав... 3.1.

Творчество Симона Ушакова

В этом трактате Ушаков высоко ставит назначение художника, способного ... Некоторые из них бы¬ли исполнены в новой для древнерусского ис¬кусства... Подпись мастера на нижнем поле под пластиной оклада не является авторс... По-видимому, икона, которая затем находилась в этом соборе с названием... Часть 4.

Золотое и серебряное дело в Москве в XVII веке

В XVI веке Москва приобретает ведущее значение не только в русской кул... городов России. Русские ювелиры XVI века знали множество технических п... Московские мастера XVII века достигли совершенства в искусстве эмали. В 1690-х гг. появляются изготовленные для царского дворца кружки русской работы, по...

Основные способы обработки драгоценных металлов

В XIX веке была изобретена гальванопластическая отливка. Серебряный че... Серебряная чеканная братина. Москва, 1652 г. Чекан с концом в виде острого шила называется канфарником. Благодаря тонкости листа басма легко может смяться, поэтому ее применя...

Заключение

Заключение Польско-шведская интервенция в начале XVII века привела страну в состояние крайнего экономического разорения. Необходимость расходовать средства на военные нужды опустошила государственную казну, приводила к массовой гибели памятников культуры и искусства.

Но несмотря, на нехватку денег в бюджете государства, после изгнания врагов в 1612 году, быстрыми темпами шло восстановление полуразрушенных дворцовых покоев в Кремле, все драгоценности из которых были расхищены интервентами. Приводились в порядок соборы и монастыри Кремля, а также сильно пострадавшие художественные мастерские - Оружейная, Царицына, Золотая, Серебряная палаты, Конюшенный приказ и ряд других.

Гражданское строительство в XVII веке не отличалось многообразием типов сооружений: торгово-промышленные здания (гостинные дворы в Китай-городе в Москве и в Архангельске); здания общественного назначения (Сухарева башня Михаила Чоглокова, здания Земского приказа и Монетного двора); жилые здания, прообразом для которых послужили деревянные пятистенные дома. В живописи новые явления проявились слабее. Это была преимущественно иконопись, находившаяся под контролем церкви и государства.

Наиболее известной стала школа Симона Ушакова, характерными чертами творчества которого стал пристальный интерес к изображению человеческого лица ("Нерукотворный спас"). Его икона "Насаждение древа Государства Российского" стала живописным панегириком Романовым. Его последователи Георгий Зиновьев, Иван Максимов, Тихон Филатьев продолжали традиции школы. Выделялась и роспись храмов (Архангельский собор), а возникшая еще в XV в. Оружейная палата Кремля в XVII в. становится художественным центром страны.

Век XVII положил начало двум светским жанрам - портретной живописи (парсуна) и пейзажу, в которых все же видно сильное влияние иконописи. Уже в первой трети XVII века Золотая и Серебряная палаты были укомплектованы высокопрофессиональными мастерами различных специальностей, собранными по всей России, а также приглашенными из-за границы. В XVII столетии деятельность Золотой и Серебряной палат строилась по принципу мануфактуры, с разделением процесса изготовления вещи на этапы, а труда мастеров по узким специальностям - чеканщик, эмальер, резчик и т.п. Каждый выполнял тот вид работ, которым владел виртуозно.

Это позволяло достигать высочайшего технического качества изделий, которым славились мастерские Московского Кремля. Их деятельность нашла отражение в приходно-расходных книгах, сохранивших для нас сведения об ассортименте изделий, имена заказчиков и мастеров. Мастера для царя и именитых бояр делали светские и культовые предметы для украшения теремов, кремлевских соборов и монастырей, вкладов в особо чтимые монастыри России.

Известно, что они не только создавали новые изделия, но и "копировали" ряд выдающихся произведений ювелирного искусства предшествующего времени. Вторя форме, а зачастую и декору "образцов", выполняли их в рамках новой художественной традиции поражающей пышностью, буйством ярких красок драгоценных камней и эмалей. Одним из прославленных царских ювелиров был Гаврила Овдокимов, проработавший в Серебряной палате Московского Кремля 40 лет. Нам известны имена мастеров: Данилы Осипова, Третьяка Пестрикова, Юрия Фробоса, Христиана Кеймера, Ивана Семидела, Юрия Нырина, Михаила Васильева, Дмитрия Терентьева и многих других.

Список использованной литературы

Список использованной литературы 1. Бычков В. В. Русская средневековая эстетика XI-XVII века. М 1992. 2. Ильин М.А. Каменная летопись Московской Руси. Светские основы каменного зодчества XV - XVII в.в. М 1966. 3. Ильин М.А. Москва. Памятники архитектуры XIV – XVII веков.

М 1973. 4. Кириллов В.В. Архитектура Москвы на путях европеизации. От обновлений последней четверти XVII в. к петровским преобразованиям. М 2000. 5. Краснобаев Б.И. Очерки истории русской культуры XVIII века. М 1972. 6. Лифшиц Л. Русское искусство X – XVII веков. М.: Трилистник, 2000. 7. Мезин С.А. История русской культуры X-XVIII веков : Книга для чтения М.: ЦГО, 2000 8. Очерки русской культуры XVII в. / Под ред. А.В. Арциховского, А.М. Сахарова. Ч. 1 – 2 . М.: Изд-во МГУ, 1979. 9. Сахаров А.М "Муравьев А.В. Очерки истории русской культуры IХ-ХУII вв. М 1984. 10. Художественно-эстетическая культура Древней Руси XI-XVII века. М 1996. 11. Черный В. Д. Искусство средневековой Руси. М 1997. 12. http://www.kreml.ru/ru/main/museums/armo ury/ 13. http://docs.antiq.info/ 14. http: //www.orthodoxantique.ru/.