Технология выполнения росписи на деревянных пасхальных яйцах

Технология выполнения росписи на деревянных пасхальных яйцах. При художественном оформлении пасхальных яиц, выполненных в рамках дипломной работы, был применен один из самых популярных видов декоративного искусства - роспись.

Роспись по дереву появилась давно. Причиной было желание украсить окружавшие человека предметы немудреную лавку, опечек, а особенно посуду, подававшуюся на стол. Это не только украшало ее, но и могло предохранить от вредных действий влаги. Прежде чем начать расписывать пасхальные яйца, подставки и тарель, все изделия были покрыты лаком в качестве грунтовки и защиты. Для этой цели применен прозрачный лак ПФ-283. Лак наносился кончиками пальцев путем втирания в поверхность изделия.

После того как лак просох, поверхность, где должен находиться рисунок, затиралась стирательной резинкой для обезжиривания. Затем наносился карандашный рисунок. Для росписи иконописного сюжета карандашом был нанесен только контур клейма. Само же клеймо грунтовалось. Грунт готовился из клея ПВА и водоэмульсионной краски, в соотношении 1 1. Он должен быть белого цвета и впитывать в себя краски.

Грунт наносился в три слоя и зачищался мелкой наждачной бумагой для выравнивания поверхности шлифовался. Рисунок переводился на загрунтованную поверхность с тонкого листа бумаги. Контуры рисунка были аккуратно обведены нейтральной краской умброй коричневой, сиеной жженой или охрой красной. Рисунок написан в технике желтковой темперы, которой на Руси писали на протяжении многих столетий сейчас употребляют термины яичная темпера, или просто темпера. Темпера от итальянского - смешивать краски - живопись красками, в которой связующим веществом является чаще всего эмульсия из воды и яичного желтка, реже - из разведенного на воде растительного или животного клея с добавлением масла или масляного лака. Цвет и тон в произведениях, написанных темперой, обладают несравненно большей стойкостью к внешним воздействиям и сохраняют первоначальную свежесть значительно дольше по сравнению с красками масляной живописи.

Прежде чем приступить к живописи, разводят желтковую эмульсию и творят на ней краски.

Это было сделано следующим образом. Аккуратно разбив яйцо, из него был вылит белок, стараясь не повредить пленки желтка. Остатки белковой слизи удалены осторожно перекатывая желток на ладонях рук эта операция требует навыка. Затем желток был разведен в специальной фарфоровой чашке, и уже на нем растворялись краски. Раньше в краску добавлялся квас для разжижения и сохранения ее на 5-6 дней, теперь добавляют несколько капель уксуса.

Первой стадией живописи является роскрышь - раскладка основных цветовых тонов акварельно-жидкими красками, которые стекаясь друг с другом, образуют мягкие переходы, неожиданные цветовые нюансы. Затем следует прописка - выделение из мягкой роскрыши основных цветовых пятен, конкретизация форм. Прописка обычно начинается с неба, если оно есть в изображении, и от дальнего плана постепенно доходит до предметов переднего плана.

Разделка деревьев, горок, архитектуры, фигур людей ведется от выявления общего локального тона к разработке их объема светом и тенью. При этом легкими темными линиями очерчиваются абрисы фигур т.н. опись, складки их одежд, подробности пейзажа и архитектуры. Одновременно светлыми красками преимущественно белилами выявляется рисунок форм в освещенных местах. Затем следуют так называемые плави или приплески, т.е. сочные мазки жидкими лессировочными красками, объединяющими графику чёрных и светлых линий и штрихов в живописное целое.

Плави создают колорит миниатюры, придают живописи игру бесконечных цветовых переливов. Живопись завершается бликовкой или насечкой, как ее называют, чистыми белилами или золотом, подчеркивающей детали изображения, передающей блики солнечного света на изображенных предметах. В миниатюре бликовка золотом играет доминирующую роль, золотые штрихи и линии передают причудливую сказочную игру света, как бы очерчивающего и проявляющего объемы и детали изображения.

Лица персонажей на миниатюрах пишутся следующим образом. Составляется общий тон - санкирь из охры, зеленой краски и киновари, и этой зеленоватой смесью делается общая роскрышь лица. Далее коричневой краской, темнее санкири, наносится рисунок глаз, носа, губ. Затем составляется тон, светлее санкири, из охры, белил, киновари и новой смесью намечаются выпуклости лба, носа, щек, подбородка. Добавляя белую краску в тот же общий тон, постепенно завершается лепка объема лица. Далее следует наводка румянца жидкими слоями киновари с белилами и, наконец, бликовка - последние отметины на выпуклых местах, конкретизирующие черты персонажа юного, средних лет, или седобородого старца. Законченные миниатюры покрываются шестью слоями светлого масляного лака ПФ-283. после просушки каждого слоя поверхность зачищается лезвием и заново лакируется.

Лак можно наносить кистью или тампоном. Последний слой лака лучше наносить кончиками пальцев. Такое количество слоев объясняется шероховатостью поверхности красочного слоя миниатюры.

Живопись как бы заливается, выравнивается лаковой пленкой, способной воспринять затем процесс шлифовки и полировки. Орнамент на подставках и тарели писался по той же технологии.