Культура Испании

Культура Испании. веков складывалась в сложных условиях. С одной стороны, она унаследовала глубоко народные черты испанской традиции, сформировавшейся в период многовековой борьбы против арабов, решающую роль в которой играли широкие народные массы. Суровое и героическое прошлое страны оставило глубокий след в испанской культуре.

Вся средневековая история Испании, все становление этой нации происходили в постоянной борьбе против ига чужеземцев. Высокий уровень народного самосознания оказал влияние на литературу и искусство, способствуя развитию реализма и критического отношения к современному общественному строю. Однако, с другой стороны, на культуре Испании не могли не сказаться господство в стране реакционных сил и давление, оказываемое церковью.

Враждебная позиция церкви препятствовала здесь распространению идей гуманизма и развитию естественных и точных наук, которые, за отдельными исключениями, не достигли значительных успехов. Дольше, чем в других странах, в Испании сохраняется религиозный характер культуры. Болезненная фантастика и черты мистической экзальтации присущи как литературе, так и изобразительному искусству Испании 15 – 16 веков. По дошедшим до нас смутным известиям мы можем заключить предположительно, что ещё в 15 веке в Испании развивалась, более или менее самобытно, народная школа живописи, старейшие картины которой многие приравнивают Дюреру.

Верных сведений об этом периоде мы всё-таки не имеем, но можем сказать только, что разнородные влияния в Испании были сильны и постоянные сношения с Нидерландами и Италией невольно возбудили влияние Рафаэля, Веронзе, Рубенса и Ван Дейка. Музыка Страна монастырей и религиозного фанатизма, Испания создала яркое и жизнерадостное светское искусство. Многочисленные романсы, вильянсико, танцы, сохранившиеся в собраниях 15 – 16 веков, свидетельствует об очень высоком уровне музыкальной жизни Испании в ту пору. Вильянсико, многоголосная песня с рефреном, – образец популярного стиля в испанской музыке 15 – 16 веков.

На дружеской пирушке и во дворце, в скромном жилище горожанина и при дворе она имела одинаковый успех. Переписанные вильянсико распространялись часто без указания имени автора. Богатство ритмики, своеобразие ладовых оборотов указывают на близость этого жанра к народным источникам.

Расцвет вильянсико относится к концу 15 – началу 16 веков. Характер песен разнообразный: любовные, шуточные, пасторальные, религиозные, танцевальные. К концу 16 века вильянсико становится преимущественно рождественской песней, одновременно продолжая развиваться как светский жанр в рамках испанской драмы. Среди немногих достоверно известных авторов вильянсико первое место принадлежит Хуану дель Энсинья (1468 – 1529) – музыканту, поэту драматургу, актеру. Энсинья считается основоположником испанской музыкальной драмы, сын сапожника, он очень быстро выдвинулся благодаря разносторонней одаренности.

Назначенный церемониймейстером при дворе герцога Альбы, Энсинья писал и ставил там пьесы, к которым сам сочинял музыку. По собственному признанию композитора, большая часть его музыкальных работ создана в возрасте до двадцати лет. Инструментальная музыка в Испании в 15 веке была новой областью. Не удивительно поэтому, что в репертуаре инструменталистов значительное место занимали переложения вокальных произведений.

Искусство импровизации, техника варьирования, обработка многоголосных вокальных сочинений для исполнения на различных инструментах приобрели тогда значение важных художественных задач. Этим проблемам посвящен трактат крупного композитора и теоретика музыки Диего Ортиса (1510 – после 1570), вышедший в 1554 году. Книга Ортиса, снабженная многочисленными нотными примерами, является ценным источником сведений об испанской инструментальной музыке этого периода.

Распространяется в то время метод использовать старое произведение (свое или чужое) как материал при сочинении нового. Крупнейшие испанские композиторы-полифонисты 16 века –