Театр в мировой литературе

Оглавление Введение 2 ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ТЕАТР 5 Происхождение древнегреческой драмы и театра 5 Театр демократических Афин 7 РИМСКИЙ ТЕАТР 9 Истоки римского театра 10 Римский театр эпохи республики 11 ТЕАТР СРЕДНЕВЕКОВЬЯ 12 Литургическая и полулитургическая драма 12 Светская драматургия 13 Миракль 13 Мистерия 14 Моралите 15 Фарс 16 ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ 16 Вильям ШЕКСПИР 1564-1616 16 Жан-Батист Мольер 26 Антон Павлович Чехов 28 Бернард Шоу - драматург ХХ века 30 Заключение 32 Список использованной литературы 34 Введение Что такое искусство? Почему оно имеет такую магическую власть над человеком? Почему люди едут за тысячи километров, чтобы своими глазами увидеть великие произведений искусства дворцы, мозаики, картины? Почему художники создают свои творения, даже если кажется, что они никому не нужны? Почему они готовы рискнуть своим благополучием, чтобы воплотить свой замысел? Искусство нередко называют источником наслаждения.

Из столетия в столетие миллионы людей наслаждаются изображениями прекрасных человеческих тел на полотнах Рафаэля.

Но изображение Христа, распятого и страдающего, не предназначено для наслаждения, а ведь этот сюжет является общим для тысяч живописцев на протяжении многих веков Часто говорят, что искусство отражает жизнь.

Конечно, это во многом верно нередко точность, узнаваемость того, что изобразил художник, поразительна. Но вряд ли простое отражение жизни, её копирование, вызывало бы столь сильный интерес к искусству и восхищение им. Да и как отражает жизнь, например, искусство средневековой каллиграфии или кружево каменных орнаментов на стенах средневековых мечетей? Можно говорить об отражении искусством жизни в более широком смысле.

На произведения искусства накладывает отпечаток место и время их создания. Греческая амфора, фрагмент фрески или статуя, превратившись в музейный экспонат, не теряют своей красоты, но часто замолкают, будучи вырванными из среды, в которой они были созданы. Вполне естественно восхищаться тонкостью линий и богатством цветовой гаммы фресок в средневековых христианских храмах. Однако смысл их становится понятным, только если посмотреть на фрески глазами тех, для кого они были написаны.

Росписи христианских церквей - это своеобразная Библия для неграмотных тот, кто не умел прочесть Священное писание христиан, мог видеть его содержание на стенах и столпах храма. Как почти все произведения средневековой европейской живописи, фрески являются частью христианского мира и непонятны вне связи с ним. Искусство - форма познания мира. Но методы искусства совершенно не похожи на научные. Кинофильм сжимает целую человеческую жизнь до двухчасового действия. Русский иконописец утончает и удлиняет до крайности человеческое тело, чтобы показать, насколько святые и ангелы далеки от земного мира и близки миру небесному.

Именно такая неправильность позволяет зрителю сосредоточиться на главном, рассмотреть то, чего в повседневной жизни он порой просто не замечает. А иногда искусство изменяет человека. Он задумывается над тем, что казалось ему неважным, начинает по-другому оценивать поступки людей, принимает иной образ действий. Весь смысл его жизни может стать другим.

Творчество способно преобразить не только зрителя, но и самого творца. Может быть, это и есть главное предназначение искусства позволить человеку познать и изменить самого себя. Есть множество ответов на вопрос, что такое искусство, но каждый из них показывает лишь одну из граней истины. Каждое истинное произведение искусства является глубоко индивидуальным, уникальным. Прежде чем принять конкретную форму, художественный образ развивается, вынашивается в замыслах автора.

Всё то, что пережито, осмыслено творцом, его понимание мира и духовные ценности появляются в произведении искусства. Определение искусства мы находим ещё в античности например, Аристотель полагал, что искусство появляется тогда, когда на основе приобретенных на опыте мыслей образуется один общий взгляд на общие предметы Подобный осмысленный и обобщенный опыт и является искусством и может быть использован в тех или иных целях. Отсюда и происходит классификация искусства, основанная на его предназначении.

Одни виды искусства служат удовлетворению материальных потребностей все виды ремесел, медицина, агрикультура, гимнастика, а другие - для досуга. Таковы художественные искусства - музыка, танцы, поэзия. Выделение создателей произведений искусства как художников произошло постепенно, первоначально их деятельность не отличалась от труда простых производителей различных вещей. Например, глиняный сосуд рассматривался как один из хозяйственно необходимых предметов, и лишь с того времени, когда с ним начинают связывать представление о красоте, он становится произведением искусства. Происхождение искусства можно проследить и с другой стороны.

Каждый народ имеет свою культуру, свою систему обрядов. Они трансформировались в ритуальное, культовое искусство или, с возникновением мировых религий, в церковное. Обычно виды искусства подразделяют на пространственные и временные. К пространственным видам искусства относятся архитектура, декоративно-прикладное и изобразительное искусство скульптура, живопись, графика. К временным, разворачивающимся во времени, относятся музыка, театр, танец, кино и телевидение.

Специфическим средством выражения театра от греч. theatron - место для зрелищ является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой. Истоки театра лежат в древних охотничьих игрищах и массовых народных обрядах. А первые литературные произведения, в свою очередь, создавались именно для постановки театрального действа.

В Древней Греции существовали различные виды театра со своими традициями и сценической техникой. Богатые и разнообразные формы зрелищ были созданы в странах Древнего Востока, в Индии, Китае, Индонезии, Японии. В средневековой Европе носителями народного театрального творчества являлись бродячие актеры - гистрионы, жонглеры, скоморохи. Первым профессиональным европейским театром стала итальянская народная комедия масок. С эпохи Возрождения театр становится литературным, тяготеет к оседлому образу жизни в городских культурных центрах.

С этих пор театр превращается в общественное средство развлечения, которым остается вплоть до начала XX века, когда на смену ему приходит кино. Естественно, этот переход состоялся далеко не сразу. Увлечение театром можно проследить до начала II Мировой войны, после которой кино окончательно утвердилось в роли, ранее отведенной театру. К этому моменту интерес к театру становится сугубо профессиональным. Для широкого зрителя уже практически не знакомо это понятие.

После полувекового забвения интерес к театру начинает возвращаться, но уже не может приобрести прежнего значения. Можно назвать не одну сотню книг, написанных на тему развития театра определенной эпохи, но немногие описывают историю театрального искусства от истоков вплоть до конца ХХ века. Неудивительно такой труд занял бы несколько томов. Рассказ о каждой эпохе в отдельности позволяет сравнить видение авторами данной проблемы в данный период времени. Основными источниками информации о театре древности служат труды по истории древних держав.

Ведь в то время театр был неотъемлемой частью общественной, а зачастую и политической, жизни. Дж. М. Робертс Восточная Азия и Классическая Греция , К. В. Паневин История Древней Греции. В эпоху средневековья театр уже не освещал таких глобальных проблем и отошел на второй план. Поэтому проследить его развитие в этот период помогают лишь незначительные по объему статьи в тех же томах истории Средневековья.

Символами Возрождения стали живопись и архитектура, так что театру этого времени уделяется не слишком много внимания. Собственно, он представлен единственным драматургом - Шекспиром, который внес в развитие театра вклад, соизмеримый по значимости с деятельностью всех живописцев этой эпохи. Поэтому в данной работе использован материал о творчестве непосредственно этого автора. Далее каждый период развития театра связан с конкретным его представителем и рассматривается как процесс его творчества.

Итак, целью данного исследования является проследить эволюцию театра в мировой культуре. Данная цель предусматривает решение следующих задач 1. Рассмотреть театр Древней Греции и сформулировать особенности драматических жанров этого периода. 2. Определить своеобразие римского театра. 3. Сформулировать своеобразие театра Средневековья. 4. Театр Эпохи Возрождения новый этап в развитии мирового театра. 5. Определить новаторские черты театра XVIII и XIX вв. 6. Рассмотреть театр ХХ в. с точки зрения воплощения в нем традиций предшествующих эпох, а также определить его цель и место в современном мире.

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ТЕАТР

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ТЕАТР

Происхождение древнегреческой драмы и театра

Сатировская драма представлялась средним жанром. Это название вновь ведет нас к сатирам-спутникам Диониса, козлоногим с... Слово комедия происходит от слов комос и одэ. э. до н.

Театр демократических Афин

до н. Творчество Эсхила связано с эпохой становления Афинского демократическ... Основное внимание Софокл уделяет человеку, его душевным переживаниям. В 364 г. Сатуры были драматическими сценками бытового и комического характера, ...

Римский театр эпохи республики

до н. Эта постановка дала первый толчок развитию римского театра. начинает ставить на сцене свои пьесы драматург Гней Невий около 280-20... Паллиата ставилась в Риме в течении III-II вв. Конфликты в комедиях Теренция носят семейный характер, и основной цель...

ТЕАТР СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

ТЕАТР СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Литургическая и полулитургическая драма

Со временем литургическая драма усложняется, разнообразятся костюмы ак... Не желая отказаться от услуг театра и не будучи в силах совладать с ни... Теперь она диктует ему свои вкусы, заставляет давать представления в д... Существовало два цикла такой драмы - рождественский, рассказывающий о ... Литургическая и полулитургическая драма.

Светская драматургия

Мистерия и явилась выражением расцвета средневекового города, его куль... Историческая обреченность мистерии была предрешена внутренней противор... К тому же мистериальный театр потерял и свою организационную почву кор... Веселые масленичные представления и народные спектакли дают начало дур... Он высмеивает солдат-мародеров, монахов-торговцев индульгенциями, чван...

ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ

Тогда лондонские театры обосновались на особой территории, на южном бе... При этом на актерские костюмы денег не жалели, иногда какие-нибудь пан... Легенда о датском принце Амлете впервые была представлена в хронике Са... Гром и ледяной дождь обрушиваются на несчастного короля Лира. 1937, с.

Антон Павлович Чехов

Так, первые строки более позднего рассказа Скрипка Ротшильда 1894 г. Сугубой краткости добивался Чехов и в описаниях природы. Тургенева и А. Вместе с тем пьесы Чехова - шаг вперед в мировом искусстве. Даже эффектнейшие сцены по старым меркам самоубийства героя или дуэли ...

Бернард Шоу - драматург ХХ века

То есть, это время не создания драматических произведений, а интерпрет... Среди театров современности в этом аспекте можно выделить театр Романа... Выступив с серией статей, объединенных затем в книгу Здравый смысл о в... Таким образом, развитие некоторых стран ХХ века возвращалось на более ... Чехов.

Список использованной литературы

Список использованной литературы 1. И. М. Тронский История античной литературы. Издательствово Высшая школа , Москва,1988 г. с.117-119 2. Дж. М. Робертс Иллюстрированная история мира - Том 2. Восточная Азия и Классическая Греция. Издательство БММ АО, Москва,1999 г. с.148-151 3. К. В. Паневин История Древней Греции Издательство Полигон , Санкт-Петербург,1999 г. с.574, 579 4. Энциклопедия для детей, Всемирная история. Издательство Москва, 1997 г. с.328-330 5. Большой энциклопедический словарь, 2-ое издание.

Научное издательство Большая Российская Энциклопедия , Москва, издательство Норинт , Санкт-Петербург, 1998 г. с. 1185 6. Г. И. Беленький, Литература , 10-й класс. Издательство Просвещение , 1993 г. с.516-518 7. Энциклопедия для детей, Искусство. Издательство Аванта , 1998 г. с.7 8. Вильям Шекспир, Собрание сочинений, том 1. Издательство Феникс , Ростов-на-Дону, 1996 г. с.6-14 9. Мольер, Комедии. Издательство Художественная Москва , Москва, 1972 с. 6-8 10. Энциклопедия для детей, Русская литература. Издательство Аванта , 1998 г. с.648-649 11. Бернард Шоу Избранные пьесы. Издательство Просвещение , 1986 г. с.7-10 12. Учебник по истории средних веков.

Издательство Просвещение , Москва, 1984 г. с.74 13. История зарубежного театра, под редакцией Г.Н. Бояджиева и А.Г. Образцовой. Издательство Просвещение , Москва,1981 г. с.116-118 14. Справочник школьника, История мировой культуры. Филологическое общество Слово , ТКО АСТ, Москва,1996 г. с.524-527.