ДОДИНАСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД

ДОДИНАСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД. Для искусства додинастического периода характерно высокое мастерство обработки камня.

Обнаруженные в погребениях шиферные таблички для растирания красок, украшенные рельефным изображением; расписанные глиняные сосуды, позволяют судить о тематике, разраба¬тываемой египетскими мастерами; это: заупокойные об¬ряды, исторические события, военные походы. И вот здесь важное место завоевывает образ человека. Складываются основ¬ные каноны изображения человеческой фигуры: широкие и сильные плечи разворачиваются в фас, ноги и голова — в профиль, что позволяет мастеру поставить акцент на наиболее выразительных и ясно читаемых аспектах чело¬веческого облика.

Значительность властелина подчерки¬вается размерами его изображения, намного превосходя¬щими изображение других персонажей, как, например, в рельефе шиферной плиты фараона Нармера (около 3 тыс. лет до н.э Каир, Египетский музей). ДРЕВНЕЕ ЦАРСТВО После объединения Египта в единое государство в кон¬це IV — начале II тыс. до н. э. начинается расцвет египет¬ского искусства.

В эпоху Древнего Царства в Египте поя¬вляется новый тип гробниц — ступенчатая пирамида. Первая такая пирамида построена для фараона Джосера зодчим Имхотеном (история сохранила имя мастера, что является скорее исключением, чем правилом для той эпохи) в XXVIII в. до н. э. К этому же столетию относит¬ся и возведение известных пирамид фараонов Хеопса (или Хуфу), Хефрена (илиХафра) и Микерина (Менкау-ра) в Гизе. Самая грандиозная из них — пирамида Хеопса — по¬строена под руководством архитектора Химеуна.

Ее высо¬та около 150 м, и сложена она из 2 млн. 300 тыс. блоков. Непременными атрибутами египетских храмов и усыпальниц были статуи фараонов, знати, при¬дворных писцов, выполненные в соответствии со строгими канонами (правилами), чего требовало культовое назна¬чение статуй. Люди изображались в спокойных, как бы застывших в веках позах (это либо стоящая, либо фрон¬тально сидящая фигура). Примерами могут служить ста¬туя писца Каи (середина 3 тыс. до н. э Париж, Лувр), выполненная из известняка; парный скульптурный порт¬рет принца Рахотена и его супруги Нофрет (начало 3 тыс. до н. э Каир, Египетский музей). Помимо скульптурных изваяний, украшением усы¬пальниц были рельефы и росписи на сюжеты, связанные с заупокойным культом, выполненные на стенах.

Подобное объединение различных видов искусства (архитектуры, скульптуры и живописи) специалисты называют синте¬зом искусств. СРЕДНЕЕ ЦАРСТВО Многочисленные войны Древнего царст¬ва привели к ослаблению государственной и экономиче¬ской мощи страны. Прекращается строительство дорогостоящих пирамид.

Ведется поиск новых типов храмов и усыпальниц. Первым памятником нового типа стал храм-усыпаль¬ница Ментухотепа I в Дейр-эль-Бахари (XXI в. до н. э.) положивший начало крупным храмовым ансамблям более позднего времени. Повышается внимание к индивидуальным чертам портретируемого, что проявилось в портретах фа¬раонов Сенусерта III (XIX в. до н.э Нью-Йорк, Метро¬политен-музей), Аменемхета III (XIX в. до н. э Москва, ГМИИ). Росписи гробниц и храмов приобретают большую самостоятельность.

В гробнице Хнумхотепа в Бени-Хасане были созданы одни из самых замечательных росписей в искусстве Среднего царства, изображающие сцены охоты. НОВОЕ ЦАРСТВО Наибольшее распространение в период Нового царства получил тип храма прямоугольный в пла¬не, имевший трехчастное деление: открытый двор (пере¬стиль), колонный зал (гипостиль), святилище. Таковы храмовые комплексы, посвященные богу Амону, в Карнаке и Луксоре.

Наивысшей точкой в своем развитии реалистическое изобразительное искусство Древнего Египта достигает в период Амарны (к. XIV в. до н. э.). Фараон Аменхотеп IV (Эхнатон) провел социаль¬ную и религиозную реформы, перенес столицу из Фив в Амарну. Были разрушены старые традиции. Перемены в жизни страны определили значительные преобразования в искусстве. Произведения амарнского периода отличаются чело¬вечностью, лиричны и проникновенны. Лучшее, что было создано в этот период — скульптур¬ные портреты Эхнатона и его жены Нефертити.

ПОЗДНЕЕ ВРЕМЯ На дальнейшем развитии египетской культуры сказа¬лись многочисленные войны, приведшие к распаду госу¬дарства. Прекращается возведение пышных усыпальниц, среди памятников этой эпохи наиболее интересны скульптур¬ные портреты. Завоевания Александра Македонского в 332 г. до н. э. положили начало новому периоду в искусстве Древнего Египта, в художественной культуре которого переплелись традиции прошлого и античности. ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ Греческие племена населяли Балканский полуостров, острова Эгейского моря, западное побережье Малой Азии. Начало формирования великой греческой культу¬ры, занявшей особое место в истории культуры человече¬ства, относится к первой половине I тыс. до н. э. Перейдя от первобытнообщинного строя к классовому обществу в середине I тыс. до н. э. греки образовали ряд небольших городов-государств, так называемых "поли¬сов". Удивительно то, что не могущественные деспотии Древнего Востока, существовавшие тысячелетия, а срав¬нительно бедные и небольшие города-полисы Древней Греции оставили нам наследие, в последствии назван¬ное "классическим", то есть "образцовым". "Много в природе есть дивных сил, но сильней чело¬века нет," — утверждал Софокл в своей трагедии "Анти¬гона". Гимном человеку, его нравственной и физической красоте стало искусство древних греков.

Человек — мера всех вещей для граждан Эллады.

Произведения грече¬ского искусства поражают своим реализмом, гармониче¬ским совершенством, утверждением высокого нравствен¬ного начала, красоты, силы, достоинства человека.

Эсте¬тические идеалы Древней Греции и по сей день понятны нам. Одно из центральных понятий эстетики античного искусства Древней Греции — калокагатия — (от kalos — прекрасный и agathoc — хороший, добрый) — понятия оз¬начавшие внутреннее и внешнее совершенство. Слияние этического и эстетического идеалов есть характерная особенность представлений греческого народа о красоте. Смотром духовной и физической доблести были общегре¬ческие Олимпийские игры. Человек — занимает центральное место в древнегрече¬ском изобразительном искусстве.

Образы юных дев, на¬деленных неземной красотой, подобных богиням, строй¬ных, мускулистых атлетов, борцов, при всей своей иде¬альности жизненны и естественны. Никто не мог достиг¬нуть такого совершенства в изображении человека, как греки. Искусство Древней Греции тесно связано с религией и мифологией, -Богов-покровителей и богинь греческие ма¬стера изображали в человеческом облике, отображая в своем произведении самые прекрасные и возвышенные черты, какие только могли представить себе. Философские взгляды, литература и искусство Древ¬ней Греции оказали огромное влияние на всю последую¬щую историю культуры человечества. История греческого искусства делится на следующие периоды: 1. Гомеровский (11-8 вв. до н. э.) 2. Архаика (7-6 вв. до н. э.) 3. Классика (5-4 вв. до н. э.) 4. Эллинизм (4-1 вв. до н. э.)