ГОМЕРОВСКАЯ ГРЕЦИЯ

ГОМЕРОВСКАЯ ГРЕЦИЯ. XI - IX вв. до н. э. в истории Греции ученые нередко на¬зывают темными веками.

Основные источники информа¬ции о жизни греков-дорийцев, сменивших на Балканском полуострове греков-ахейцев — это материалы археологи¬ческих раскопок и эпические поэмы "Илиада" и "Одисея" Гомера, жившего по всей вероятности, уже в VIII в. до н. э. и поэтому многие события той эпохи, быт, реалии жиз¬ни, отраженные в поэмах могут быть искажены, пропуще¬ны через призму мироощущения человека более, позднего времени.

По имени поэта Гомера, ставшего единственным летописцем этого времени и жившего в конце древнейше¬го периода в истории Греции и называется первый этап исторического развития Эллады (так древние греки назы¬вали свою страну). Именно в этот период складываются основы греческой мифологии и народной эпической поэзии.

Поэтическая фантазия древнего народа населила мир сказочными су¬ществами: в реках жили речные нимфы, в лесах путник мог встретить дриад, в горах — ореад, морские пучины на¬водняли — нереиды и океаниды.

Козлоногие сатиры и кентавры (полулюди-полукони) в представлении древних греков были их соседями на этой земле. А миром, в кото¬ром то соперничая и враждуя, то мирно сосуществуя, жи¬ли люди и сказочные герои, правили мудрые бессмертные боги, жившие тоже по соседству — на вершине горы Олимп. Человек был подобен богу, а боги представлялись прекраснейшими и мудрейшими из людей. Такое очело¬вечивание богов делало их близкими и доступными чело¬веку, помогало верить в свои собственные силы. АРХАИКА В период архаики появились все важнейшие тенден¬ции, характерные для зрелого искусства Древней Греции.

В это время складывается рабовладельческое общество, в недрах которого появляются первые ростки демократии. Развиваются наука, литература, философское мышле¬ние, театр. Наступает время первого расцвета греческого искусства. Складывается греческий архитектурный ордер (система пропорционального соотношения между несо¬мыми и несущими частями постройки) ставший одним из важнейших элементов архитектурных сооружений по¬следующих столетий.

Практически все достижения архитек¬туры того времени как конструктивные, так и декоратив¬ные связаны со строительством храмов. Храм, посвященный богу-покровителю города, стро¬ился на деньги города-полиса, и, таким образом, принад¬лежал всему обществу. Номинально оставаясь жилищем бога, он служил -земным, общественным целям: был хранилищем городской казны, художественных ценно¬стей, считавшихся достоянием всего города-полиса. Храм возводился на самом высоком месте, обычно на акрополе, доминируя над городскими постройками, в центре город¬ской площади, служившей местом общественных собра¬ний, празднеств, религиозных шествий.

Восхищаясь сегодня мраморной белизной величест¬венных руин древнегреческих святынь, мы забываем, что античные мастера покрывали храмы многоцветными росписями. Шедевры греческого зодчества гордились своим полихромным (многоцветным) убранством, бли¬стая на солнце множеством красок: синей, красной, зеле¬ной, золотой.

Время уничтожило многоцветный наряд древних храмов, но даже время не властно над совершен¬ством форм античных сооружений. Эпоха архаики — время рождения грече¬ской монументальной скульптуры. Статуи высекали из различных пород камня, дерева, делали из обожженной глины — терракоты. Наивысшее достижение архаической скульптуры — разработка образа человека в статуях богов и богинь, героев, воинов-куросов, девушек-кор. Через все архаическое искусство проходит образ куроса ("курое" — в переводе с греческого "юноша"). Высекая из мрамора обнаженную фигуру (по мнению древних гре¬ков совершенство человека можно было раскрыть через целомудренное изображение здоровой наготы, прослав¬ляющей природное начало) скульптор стремился под¬черкнуть характерные признаки атлетически развитого тела — широкие плечи, узкую талию, крепкие ноги с чет¬ко выраженными выступами коленных чашечек, напоми¬нающие могучие столбы.

Статуя, которую мастер создавал по заказу жителей города-полиса, должна была выразить представление общества о красоте мужественного и энер¬гичного человека, способного в трудный для города час за¬щитить свою родину от врага, стихии, быть может от гне¬ва богов.

Самые ранние по времени статуи воинов-куросов от¬личаются резкой и грубоватой трактовкой форм, замкнуто¬стью, статичностью и строгой фронтальностью изображе¬ния. К середине VI в. на устах куроса появляется улыбка, характерная для скульптурных изображений того времени, получившая название "архаической". Условная "архаиче¬ская улыбка", глаза, живущие как бы сами по себе иногда придают куросам несколько манерный неестественный облик.

Точность и изысканность в изображении частей фигуры у скульпторов архаики выше, чем у мастеров классического периода, однако статуи воспринимаются рас¬члененно, лишены целостности. Со второй половины VI в. до н. э. заметен интерес к пропорциям тела человека, чувствуется стремление к пе¬редаче реального человеческого образа, Одним из достижений архаической скульптуры стали статуи девушек-кор в нарядных одеждах, найденные в афинском акрополе.

Они изображали юных жриц (служи¬тельниц культа) Афины. Найдено несколько десятков таких изображений. Стройные фигуры кор пропорциональны, чуть удивленная улыбка играет на нежном лице. Тщательно высеченные пряди волос и складки одежды ниспадают в плавном ритме. Такова, например, "Кора в пеплосе" (около 530 г. до н. э. Афины, Музей Акрополя). Статуи кор как бы подводят итог художественному раз¬витию греческой архаики, являясь наиболее совершенны¬ми произведениями архаической скульптуры.