РОМАНСКОЕ ИСКУССТВО

РОМАНСКОЕ ИСКУССТВО. Термин "Романский стиль", возникший в XIX в. при¬меняется к западноевропейскому искусству X-XII вв. (в ряде стран — XIII в.). . Широкое распространение в романском искусстве получила монументальная скульптура (особен¬но рельеф), которая часто расписывалась красками.

Ро¬манская пластика подчиняется архитектуре, используется в основном во внешнем оформлении соборов. Рельефные изображения на сюжеты "Священного писания" разме¬щались на западном фасаде, в тимпанах, на столбах и ко¬лоннах, они подчинялись форме элементов постройки: на колоннах пропорции изображения вытянутые, удлинен¬ные, в фризах приобретали приземистые формы. Центральный образ романской скульптуры — Христос. Разрабатываются темы добра и зла, воплощенные в образ¬ах рая и ада; возвышенному противопоставляется низмен¬ное, трагическому — комически-гротескное.

Например, в тимпане собора Святого Лазаря в Отене (1130-1140 гг.) в сцене "Страшного суда" грозному и величественному образу Иисуса Христа противопоставлен почти комедийный сюжет: ангел и дьявол, изображенный одновременно страшным и смешным, взвешивают добрые и злые дела умерших. Постепенно в храмовую скульптуру проникают образы крестьян, простых горожан, комедиантов с их повседнев¬ными делами и заботами, появляются герои фольклора, порожденные народной фантазией: химеры, демоны в получеловеческом полузверином обличье.

Романские скульпторы, разрабатывая проблему безобразного, тяготе¬ли к фантастическим, чудовищным образам. ГОТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО Готика — следующая ступень в развитии средневеково¬го искусства. Современники называли новый стиль, поя¬вившийся в XII в. во Франции "французской манерой". В эпоху Возрождения появилось название "готика". Готическое искусство поражает разнообразием форм, единством и целостностью во всех своих проявлениях.

Как и вся средневековая художественная культура искус¬ство готики глубоко религиозно, но оно тяготеет к жизни, природе, человеку. Мастеров нового стиля интересует конкретный человек с его чувствами, красота природы. Высокая одухотворенность образов готики, свойствен¬ная им удивительная гармония подготовили приход ис¬кусства Возрождения. В синтезе скульптуры и архитектуры этого времени на¬блюдается усиление роли скульптуры, поднимается ее само¬стоятельное значение.

Продолжается начатое романскими мастерами выделение образа человека в общем декоратив¬ном убранстве. Статуи, обычно имевшие теснейшую связь со стеной, опорой часто помещаются в нишах на отдельных постаментах. Более динамичный характер фигурам придают легкие повороты торсов, живые позы и жесты. Расцвет готической скульптуры приходится на XII -XIII вв. Высшие достижения скульптуры готики связаны с соборами в Шартре, Амьене, Реймсе (во Франции).