ИСКУССТВО ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

ИСКУССТВО ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ. Эпоха Возрождения — одна из самых впечатляющих страниц в истории мирового искусства.

Она охватывает около трех столетий (XIV - XVI вв.). В сравнении с эпоха¬ми Древнего мира (около 5000 тысяч лет), средневековья (около 1000 лет), Возрождение представляется очень крат¬ким периодом времени. Однако по количеству гениаль¬ных произведений искусства, новизне и смелости поисков мастеров той эпохи художественное наследие Возрожде¬ния не уступает предшествовавшим этапам развития ми¬рового искусства.

Родиной Возрождения стала Италия. Уже в XIV веке в сочинениях великого итальянского поэта-гуманиста Франческо Петрарки (1304-1374) появилось понятие Ринашименто – Возрождение (по-французски "Ренессанс"). В это время были заложены основы современной на¬уки, высокого уровня достигает литература, получившая с изобретением книгопечатания немцем Иоганом Гутен¬бергом прежде невиданные возможности распростране¬ния. В это время делают свои открытия Христофор Ко¬лумб, Коперник, пишут свои бессмертные произведения великие итальянцы Данте, Петрарка, французы Франсуа Рабле, автор романа "Гаргантюа и Пантагрюэль", Мишель Монтень, создатель знаменитых "Опытов". Трагедии Шекспира, "Дон Кихот" Сервантеса поражающие глуби¬ной проникновения в психологию человека, знанием его страстей и устремлений, были написаны в эпоху Возро¬ждения.

Мировоззренческой основой ренессанской культуры становится философское направление гуманизма (от ла¬тинского "гуманус" — человек). Человек вновь становится "мерой всех вещей". Девизом искусства эпохи Возрожде¬ния можно было бы взять слова, вложенные итальянским гуманистом XV в. графом Пико делла Мирандола в его па¬негирике, в уста Бога-творца, обращавшегося к человеку: "Я ставлю тебя в центр мира " В отличие от романской и готической культуры сре¬дневековая культура Возрождения носила светский ха¬рактер, хотя основной круг сюжетов оставался связян с мифологической и библейской тематикой.

Эпоха Ре¬нессанса противопоставила церковным догматам миро¬восприятие гуманистов, утверждавших ценность челове¬ческой личности.

Одной из основ искусства Возрождения становится по-новому понятое наследие античности. Идеалы гуманизма нашли свое отражение и в архи¬тектуре: сооружения приобретают ясный гармониче¬ский облик, их пропорции и масштабы соотносятся с человеком. Истинным основоположни¬ком в изобразительном искусстве Высокого Возрожде¬ния был гениальный флорентиец Леонардо да Винчи (1452-1519) Рукописи Леонардо свидетельствуют, что он был не только великим живописцем и скульптором, но и архите¬ктором, механиком, инженером, ботаником, анатомом.

Будучи разносторонне одаренным человеком Леонар¬до да Винчи интересовался всем, что его окружало, запи¬сывая свои впечатления в блокнот, который всегда носил при себе. "Отдаваясь неугасаемой жажде знаний, я меч¬таю постичь происхождение многочисленных созданий природы",— говорил он о себе. Всю свою жизнь худож¬ник рассматривает мир со всем многообразием его форм, как творение природы, имеющее свой "собственный ра¬зум", призывая живописцев быть посредниками между природой и искусством.

ИСКУССТВО XVII ВЕКА Вслед за примерно трехсотлетним периодом эпохи Возрождения наступает XVII век, ставший одним из наи¬более значительных этапов в развитии мировой художест¬венной культуры. Караваджо, Бернини, Веласкес, Рибера, Сурбаран, Рембрандт, Рубенс, Хальс, Рёйсдаль, Мольер, Декарт, Спиноза — таков далеко не полный перечень ве¬ликих имен, которые дал человечеству XVII век. Для изобразительного искусства этого времени в це¬лом характерно расширение тематики, углубление во внутренний мир человека, обогащение старых жанров и появление новых. XVII в. не был мирным для Европы, но после траги¬ческих событий конца XVI в. наступает сравнительное затишье, происходит определенная стабилизация эко¬номической, политической и культурной жизни.

В ми¬ровоззрении людей происходит переход от безграничной веры в человека, в его силу, энергию, разум через разоча¬рование и отчаяние, явственно заметное в искусстве конца XVI в к новому пониманию мира и человека, как час¬тицы бесконечно разнообразного мироздания. Человек рассматривается в сложном соотношении с действительно¬стью, как часть природы и общества, оставаясь центральной фигурой, привлекающей внимание художника, писателя, философа.

В искусстве XVII в. выделяют три основных стилевых направления: барокко, классицизм, реализм. Часто рациональное начало свойственное классицизму, и изменчивые динамические формы барокко переплетают¬ся в творчестве мастеров того времени, а черты реализма существуют как бы внутри двух основных стилей. Движение, ставшее для искусства барокко воплощением самой стихии жизни, Бернини воспроизво¬дит в своих произведениях с большой смелостью.

В дви¬жении показан "Давид" (1623, Рим, галерея Боргезе), изображенный в момент смертельной схватки, готовый метнуть камень в своего врага. Лицо героя полно гнева, взгляд яростен, губы сжаты. " Давид" Бернини резко отли¬чается от ренессансных воплощений этого образа.

Тело юного героя воссоздано с небывалой точностью, чувства, отраженные на его лице, приближаются к реальным. Развитие реалистической традиции в скульптуре Бернини показывает характер человека в конкретных проявлени¬ях: его персонажи разговаривают, действуют, страдают. В произведениях великого скульптора чувствуется, свойственная стилю барокко, обращенность к зрителю, стре¬мление вовлечь стороннего наблюдателя в действие, заставить его сопереживать.