ИСКУССТВО XVIII ВЕКА

ИСКУССТВО XVIII ВЕКА. XVIII век в Западной Европе стал последним этапом длительного перехода от феодализма к капитализму. На протяжении этого века продолжалась грандиозная ломка всех существовавших ранее общественных и государст¬венных устоев. В XVIII столетии появляется переодиче¬ская печать, создаются политические партии, ведется борьба за освобождение человека от оков феодально-ре¬лигиозного мироощущения. Искусство, сфера которого значительно расширилась, становится общенациональным, обращается не только к узкому кругу ценителей, но и к широкой демократиче¬ской среде.

XVIII век — это эпоха Просвещения, век разума и иронии, век философов, поэтов, социологов и экономи¬стов. Это время, когда жили и творили Бах, Моцарт, Ген¬дель, Гайдн, Мольер, Свифт, Хогарт, Шарден. Острая наблюдательность, утонченная манера воспроизведения действительности отличают художественную культуру XVIII столетия. Искусству XVIII в. по сравнению со смежными эпохами свойственно большее стилевое единство.

Нет того разно¬образия стилевых направлений, какое наблюдалось в предшествующее столетие, когда рядом с классицизмом Пуссена существовало творчество последователей Рубенса, а барочные картины итальянских художников ужива¬лись рядом с голландскими жанровыми произведения¬ми. Несвойственна XVIII веку и быстрая смена стилей, характерная для XIX столетия, ставшего свидетелем эво¬люции стилей от классицизма до постимпрессионизма. В искусстве XVIII века амплитуда колебаний значительно уже: на смену зрелым формам стиля барокко приходит классицизм.

Главной причиной стилистического единства стала общность судеб европейских государств, переживших на рубеже XVII- XVIII вв. кризис абсолютистских систем. Одновременно с классицизмом, и под его воздействи¬ем продолжает развиваться реалистическое направление в искусстве, наблюдается стремление уйти от "возвы¬шенного", надуманного к "простому", естественному, со¬размерному человеку. "Соизмеримость" характеризует мировоззрение всей эпохи Разума и Просвещения.

Алле¬горически - надуманной идеальности противопоставлена личность с ее правами и достоинствами, мыслями и чув¬ствами, частная жизнь человека. Идет процесс вытеснения религиозных начал культуры светскими, — процесс "обмирщения" культуры. Светское зодчество впервые преобладает над культовым в масштабе всей Европы. Даже в тех странах, где церковь была все еще очень сильной — Италии, Испании, Австрии, Герма¬нии — очевидно "обмирщение" религиозной живописи, скульптуры и архитектуры.

Парадный барочный портрет, с его борьбой света и тени, движения и покоя, уступает место портрету интим¬ному с его осторожным, но глубоким интересом к частной жизни человека. Пейзажная живопись порождает "пейзаж настрое¬ния". Меняется отношение к цветовой гамме картины. Декоративно-салонный стиль рококо требует от живо¬писных произведений не только заинтересовать зрителя, но и украсить помещение, не выбиваясь из его основной цветовой гаммы.

Характерный для живописи барокко свето-теневой кон¬фликт, олицетворяющий противоречия между духовным и материальным началами в жизни были не свойственны ху¬дожникам XVIII в. Деликатные пастельные полутона, свет¬лая холодная тональность сменили насыщенную палитру предшествующего столетия. Однако любое правило имеет исключение. Часто живописцы XVIII столетия используют яркие краски, стремясь иногда даже к пестроте.