Виды и особенности концертных выступлений

Виды и особенности концертных выступлений. Виды концертных выступлений хорового коллектива могут быть различными как по объему выступления, так и по содержанию концерта. Наиболее распространенным видом выступления хора является участие его в сводкой концерте наряду с другими творческими силами, когда хор исполняет 2-3 произведения.

В таких концертах выбор репертуара обычно определяется творческим замыслом режиссера. Часто сборные концерты посвящаются какому-то событию и имеют театрализованную направленность. Руководителю хора нужно добиваться того, чтобы репертуар хора в таких концертах не был одноплановым. Элемент контрастности репертуара должен всегда присутствовать в концертных выступлениях. Нередко хору приходится участвовать в концертах-лекциях, концертах-встречах, в которых главным действующим лицом является лектор или тот, с кем встречаются в зале. В таких выступлениях хору также важно иметь успех, свое творческое лицо. Самым сложным видом концертного выступления является самостоятельный концерт хора в одном или двух отделениях.

Концерт в одном отделении обычно длится до одного часа. Когда концерт состоит из двух отделений, то каждое отделение обычно занимает 30-40 минут.

В самостоятельном концерте хор исполняет 20-25 произведений. Концертная программа должна быть разнообразной. Это достигается подбором разноплановых произведений контрастных по художественным образам, характеру музыкального материала, стилю изложения и т.д. Концертная программа может быть построена или в хронологической последовательности, или по жанрам, или по стилистической принадлежности составляющих ее произведений. Руководитель хора при составлении программы должен иметь в виду, что интересу слушателей к выступлению хора должен возрастать к финалу концерта.

Сверх объявленной программы хору следует иметь одно-два произведения, которые могут быть исполнены по настоятельным просьбам слушателей в конце концерта. Особенно понравившееся слушателям произведение из концертной программы (продолжительные аплодисменты, скандирование "бис") можно повторить в том случае, если дирижер уверен, что при повторении оно прозвучит не хуже первого исполнения.

Поведение дирижера хора на сцене, его артистичность, обаяние в значительной степени влияет на успех концерта. За 10-15 минут до выхода на сцену желательно провести стоя, в концертных костюмах короткую 5-7-минутную настройку хора, во время которой следует спеть одно-два упражнения, настраивающие хор на начало концерта, а главное, сосредоточить внимание коллектива к выходу на сцену, снять излишнее напряжение, естественно возникающее у певцов перед началом концерта. Концертно-исполнительскую деятельность хора следует планировать.

Количество концертных выступлений коллектива определяется его художественно-творческими возможностями, уровнем исполнительского мастерства, качеством и количеством подготовленного репертуара. Нельзя выступать на концертной эстраде с недоученными или плохо впетыми произведениями. Малое количество концертных вступлений так же плохо, как и слишком большое. Практика показывает, что подготовленный самодеятельный хор должен выступать не более 10-12 раз в год. Каждое концертное выступление хора должно анализироваться, обсуждаться с хоровым коллективом.

Следует отмечать положительные стороны, обращать внимание на недостатки с целью их устранения в дальнейшей концертно-исполнительской деятельности. ВЫВОДЫ Работа дирижёра самодеятельного академического хора сложна и многогранна. Руководитель хора должен быть не только высококвалифицированным, одаренным хормейстером и дирижёром, но и умелым, талантливым педагогом, организатором и воспитателем.

В противном случае он не добьется ощутимых художественных результатов, если не сумеет создать дружный, увлеченный коллектив единомышленников, для которых хоровое пение является важной духовной потребностью. Главной особенностью работы с самодеятельным хоровым коллективом является творческий процесс, прочно взаимосвязанный с процессами обучения, воспитания и организации. В этом разрезе педагогическую и психологическую образованность руководителя самодеятельного хора невозможно переоценить.

Нынешний этап развития самодеятельного хорового искусства переживает серьёзный кризис по трём основным направлениям — экономический, социальный и в определённой степени духовный. В этой ситуации проверяются на прочность не только профессиональные качества руководителя, но и его, прежде всего, педагогическое умение организовать коллектив, вывести его на должный исполнительский уровень и удержать от распада. И чтобы при этом не пострадало творчество. Всё это представляет собой проблемы прежде всего педагогического характера — нужно научить людей петь в хоре, понимать, хор, любить хор и, главное, — не предавать хор ни при каких обстоятельствах.