Педагогическое значение хорового распевания

Педагогическое значение хорового распевания. Репетиция, как правило, начинается с распевания —обязательной формы работы самодеятельного хора. В профессиональных хорах распевание может не проводиться, так как артисты-профессионалы должны являться на работу уже в распетом (рабочем) состоянии.

В самодеятельных хорах это исключено. Распевание может проводиться одновременно со всем хором, по группам (женская, мужская), по хоровым партиям. Распевание, проводимое со всем хором, способствует организации начала занятий. Однако для достижения прочных вокальных навыков целесообразно проводить распевание по партиям или группам, в процессе распевания, которое обычно длится 10-20 минут, артисты хора помимо разогревания голосового аппарата совершенствуют певческие навыки.

Следовательно, распевание преследует три основные задачи: разогревание голосового аппарата, психологический настрой для вокально-хоровой работы и совершенствование певческих приемов и навыков. Начинать распевание целесообразно в среднем отрезке диапазона каждой хоровой партии. Немаловажно учитывать структуру упражнений, особенно в начале распевания. Нецелесообразно начинать распевание в очень медленном или быстром темпе.

Упражнения в быстрых и медленных темпах необходимы только после того, когда певцы уже приведут голоса в рабочее состояние и смогут заниматься совершенствованием певческих навыков. Вариантов упражнений может быть много. Руководитель хора должен уметь подобрать для конкретного состава хора и решения конкретных педагогических задач те или иные упражнения. Необходимо, чтобы упражнения носили стабильный характер, так как положительный результат возникает только при многократном повторении одних и тех же попевок.

Прочные навыки вырабатываются в результате длительных и систематических тренировок. Упражнения для распевания должны быть несложными для восприятия, удобными для усвоения, лаконичными, предельно ясными и целенаправленными. Подбор упражнений, интенсивность распевания определяются следующим: происходит ли распевание перед выступлением хора или оно — часть очередной репетиции. Если распевание предшествует концертному выступлению хора, то имеет большое значение объем выступления: несколько произведений, отделение или целый концерт.

Чем короче выступление, тем значительнее должно быть распевание. Недостаточная распетость хора отрицательно сказывается на качестве исполнения. Не следует проводить длительное, напряженное распевание перед концертом хора в двух или одном большом отделении, так как большая певческая нагрузка артистов хора во время распевания может утомить их и привести к потере певческой формы в процессе концерта.

Освоение руководителем методики и практики распевания необходимо для правильной организации певческого воспитания хорового коллектива.