Разучивание репертуара. Психолого-педагогические особенности

Разучивание репертуара. Психолого-педагогические особенности. Основное репетиционное время отводится работе над репертуаром. Репетиции условно можно подразделить на две группы: рабочие репетиции и репетиции перед концертом. Две-три репетиции перед концертом хора должны включать, главным образом, репертуар, который будет исполнен в концерте. Если выступление хора состоит всего из двух-трех произведений, то непосредственная репетиционная подготовка к выступлению может быть сокращена.

Следует выделить репетицию в день концерта. Помимо распевания в нее включается повторение наиболее сложных фрагментов из исполняемого в концерте репертуара. Не следует стремиться пропевать все произведения полностью. По времени репетиция в день концерта не должна превышать один-полтора часа. Методы организации рабочей репетиции хора во многом определяются уровнем исполнительского мастерства и музыкальной грамотности участников хора. Чем выше этот уровень, тем меньше времени можно отводить на репетиции по хоровым партиям.

Низкий уровень исполнительского мастерства хорового коллектива требует не только больше времени отводить занятиям по хоровым партиям, но и организовывать занятия с отдельными певцами хора. Организация рабочей репетиции определяется степенью сложности репертуара, состоянием его освоения на данный момент. Рабочую репетицию самодеятельного хора целесообразно проводить, используя разнообразные формы ее организации (по партиям, группам, совместно). Разнообразные формы оживляют содержание работы, вызывая меньшую утомляемость участников хора. Наиболее целесообразно первую половину репетиции (один-полтора часа) заниматься по партиям или группам хора, а после перерыва предпочтительна общая репетиция, когда произведения, включенные в репертуар хора, находятся на разной стадии освоения.

На общей репетиции следует работать над произведениями, уже прошедшими стадию разучивания по партиям или группам хора. Группы хора могут состоять из различных партий. Разделение хора на группы определяется спецификой фактуры изучаемых произведений.

Помимо организации занятий качество репетиционной работы с хором зависит от правильного выбора методов разучивания произведения. Детальная их разработка определяется хормейстером в процессе подготовительного этапа работы над произведением и составления тщательного и хорошо продуманного плана работы. "Дирижер должен прежде всего усвоить простую истину, — пишет П.Г.Чесноков в своём бестселлере "Хор и управление им" — нельзя учить других тому, чего сам не знаешь.

Самое подробное и глубокое предварительное изучение сочинения составляет долг дирижера". Начинать работу над новым произведеньем целесообразно с общего знакомства с ним артистов хора. Формы знакомства с новым произведением могут, быть разными: можно сыграть произведение на фортепиано, прослушать его в записи.

Следует рассказать о его художественных достоинствах, кратко остановившись на тех или иных вокально-хоровых сложностях, которые придется преодолевать хору в процессе его разучивания. Главное — заинтересовать участников хора новой работой. Методы работы над репертуаром — повторение, вычленение, сопоставление отдельных частей и всего произведения. План работы хормейстера над каждым произведением включает в себя ближайшие задачи, касающиеся очередной репетиции, и хорошо продуманную систему различных этапов работы над каждым произведением репертуара хора вплоть до полного его освоения.

Художественному совершенствованию исполнительского процесса не бывает предела, но сроки разучивания каждого произведения должны иметь определенные границы. Для разучивания произведение следует разделить на несколько частей. Очередность их разучивания может быть различной. Не обязательно начинать работать над произведением с его начала. Обычно на репетиции разучивается несколько произведений, каждое из которых находится, как правило, в разной стадии освоения, это объясняется различной сложностью произведений, неодновременностью включения их в репетиционный процесс.

Поэтому на каждой репетиции должен решаться широкий круг учебно-методических задач. Не следует на одной репетиции заниматься только самыми сложными задачами в работе над репертуаром, а на другой наиболее простыми. Каждая рабочая репетиция должна быть насыщена творческими задачами и носить разнообразный характер их решения. Руководителю хора следует помнить, что педагогические аспекты в работе над репертуаром не следует отрывать от художественно-выразительного начала.

На начальной стадии освоения произведения преобладают педагогический и технологический процессы, на заключительной — процесс художественно-выразительный. На любом этапе работы над произведением хормейстер должен ясно и четко формулировать задачи, стоящие перед хором. Нельзя повторять с хором отдельный эпизод или произведение в целом, не объяснив коллективу, какие цели и задачи решаются в процессе этого повторения.

Каждое разученное произведение с хором должно пройти стадию впевания — процесс прочного закрепления вокально-хоровых навыков и приемов, приобретенных за время разучивания этого произведения. Ощущение хормейстером степени впевания произведения достигается опытом работы с хором. "Педагогика сотрудничества" Репетировать с хоровым коллективом нужно интенсивно, эмоционально, энергично, но не суетливо, чётко реагируя на реакцию хора. Хормейстер, работая с самодеятельным хором, обязан всегда помнить, что он занимается с людьми, добровольно и бескорыстно отдающими свое время любимому искусству.

В работе с хором недопустима грубость, раздражительность, невыдержанность. Наряду с требовательностью к коллективу хормейстеру нужно уметь доброй шуткой, мягким юмором смягчить порой напряженную репетиционную работу хорового коллектива. Один из популярных принципов декларации статуса руководителя самодеятельного хора — "Старший среди равных". При этом в деятельности хора должна доминировать аксиома — и дирижёр и артисты хора делают одно дело, все заинтересованы сделать его хорошо.