Навыки подбора по слуху и импровизации

Навыки подбора по слуху и импровизации. Специфика работы концертмейстера в школе искусств предполагает желательность, а в некоторых случаях и необходимость обладания такими умениями, как подбор подбор на слух сопровождения к мелодии, элементарная импровизация вступления, отыгрышей, заключения, варьирование фортепианной фактуры аккомпанемента при повторениях куплетов и т.д. Такие умения понадобятся в вокальном классе, когда при разучивании народных и популярных детских песен не имеется нот с полной фактурой классический вокальный репертуар исключает широкое использование импровизации. Концертмейстер ДШИ, как правило, участвует в многочисленных культурно-воспитательных мероприятиях школы праздничные огоньки, вечера, юбилеи школы и т.п где ему приходится аккомпанировать на слух мелодиям неклассического репертуара, играть импровизации к театрализованным сценкам.

Эта деятельность составляет часть профессиональных обязанностей концертмейстера и вписывается в план воспитательной работы учебного заведения.

Наконец, концертмейстеру хореографического класса умение играть по слуху, дает возможность освободить внимание оторвать глаза от нот для того, чтобы держать в поле зрения танцоров.

При наличии противоречия между игрой по нотам и необходимостью постоянного зрительного контроля за поющим и двигающимся коллективом на эстетическом отделении, в подготовительных группах концертмейстер облегчает себе задачу, аккомпанируя по слуху, частично импровизируя авторский и собственный вариант сопровождения, что освобождает его от сковывающей привязанности к нотному тексту.

Умение импровизировать музыкальные вставки, вступления и заключения для моментов выхода, перестройки танцевальной группы, смены позиций и т.д. в характере и жанре исполняемого сопровождения совершенно необходимо для успешного проведения занятий хореографии.

Автор дипломной работы не ставит в данном параграфе задачу подробного освещения методики овладения навыками импровизационного аккомпанирования на фортепиано по слуху и затрагивает лишь самые общие аспекты данной темы. Эта проблема до настоящего времени остается мало изученной и составляет тему отдельного исследования.

Частично вопросы практического обучения фортепианной импровизации рассматриваются в работах А. Маклыгина 21 и Г. Шатковского 37 , обратившись к которым интересующийся пианист может постичь основы творческого музицирования. Специфика концертмейстерской работы на занятиях в ДШИ требует от концертмейстера мобильности, гибкого отношения к исполняемой фактуре, умения пользоваться ее удобными вариантами, аранжировкой.

Способность подбирать сопровождение, аккомпанировать по слуху предполагает наличие у концертмейстера импровизационных умений - подчеркивает в своей статье И. Крюкова 14, с. 124 . Подбор аккомпанемента по слуху является не репродуктивным, а творческим процессом, особенно если концертмейстер не знаком с оригинальным нотным текстом подбираемого сопровождения. В этом случае он создает собственный вариант фактуры, что требует от него самостоятельных музыкально-творческих действий.

Гармонизация мелодий по слуху, в отличии гармонизации как способа решения задач по курсу гармонии практический навык, требующий свободы построения и комбинирования на инструменте аккордовых структур и владения основными фактурными и ритмическими формулами сопровождения. Психологическими предпосылками формирования гармонизации по слуху являются внутреннеслуховые и мыслительно- аналитические процессы. Суть первых в произвольном оперировании гармоническими представлениями, в создании обобщенного гармонического образа вокальной или инструментальной мелодии.

Для успешного подбора гармонии к мелодии необходима достаточная степень автоматизации внурреннеслуховых процессов сенсорные навыки. Конкретное фактурное оформление подбираемого и импровизируемого сопровождения должно отражать два главных показателя содержания мелодии ее жанр и характер. Концертмейстер должен освоить фактурные формулы сопровождения мелодий, имеющих ярко выраженный жанровый характер марш, вальс, полька, баркарола и др. танцы, лирическая песня и т.п Неоспоримой основой сопровождения многих медленных протяжных, а также маршевых мелодий является аккордовая вертикаль, песен-полек традиционная формула бас-аккорд. При отсутствии в мелодиях легко определяемых признаков указанных жанров подвижных, шуточных, энергичных, с национальным колоритом, джазовых акцент должен быть сделан на выявлении их характера путем конкретного фактурного оформления сопровождения.

В этих случаях допускается большая вариантность в выборе формул фактуры и их ритмического оформления.

В выявлении жанра и характера мелодии большую роль играет ритмизация фактурных формул например, синкопированные ритмы в мелодиях джазового и эстрадного плана. Показателем художественного качества аранжировки является также умение комбинировать при необходимости формулы фактуры в одной и той же пьесе сменить фактурную формулу в припеве, втором эпизоде. Концертмейстер должен также в совершенстве овладеть навыком дублирования вокальной мелодии фортепианной партией.

Этот требует значительной перестройки всей фактуры и часто требуется в работе с маленькими вокалистами, еще не имеющими устойчивой интонации, и на этапе разучивания песен и вокализов. Импровизация аккомпанемента по слуху, в отличие от аранжировки нотного оригинала, является одноразовым исполнительским процессом и осуществляется после обязательной мысленной подготовки. Творческие процессы в ходе мысленной подготовки протекают без опоры на исполнительские пробы реального звучания.

Согласно данным музыкальной педагогики, такого рода творческая работа в уме относится к высшим проявлениям внутреннеслуховых способностей. Поэтому предполагается наличие у концертмейстера хорошо развитого мелодического, и особенно гармонического внутреннего слуха. Глава 2