Духовная культура готов

СОДЕРЖАНИЕ Введение …. 3 Глава 1. Обычаи и менталитет готов … 6 Глава 2. Художественная культура готов … 9 Глава 3. Религиозный мир готов … 15 §1. Архаические религиозные воззрения … – §2. Принятие готами христианства … 18 Заключение … 21 Примечания … 24 Список источников и литературы … 26 ВВЕДЕНИЕ Духовная культура готов – одна из малоисследованных страниц истории.

Готы – восточно-германское племя, его история отражена в ряде античных памятников, в частности, в сочинении Прокопия Кессарийского «Война готов». Политическая и этническая история готов достаточно изучена, о них написано немало научных трудов, чего не скажешь о таком аспекте его истории, как духовная культура этого этноса. Исходя из этого, определилась цель данной курсовой работы – изучить духовную культуру древних германцев. Для реализации этой цели задачи поставлены следующие: 1) дать общую оценку уровня развития древнегерманских племен; 2) исследовать религиозные воззрения древних германцев; 3) изучить устную и художественную культуру древних германцев.

Работа построена по проблемному принципу и состоит из трех глав: первая посвящена общей характеристике духовной жизни готов, их обычаев и взглядов на жизнь; вторая изучает художественную культуру готов; третья посвящена вопросу религиозных воззрений готов, в частности, переходу от язычества к христианству.

Что касается источников, то главным образом автор курсового сочинения опирается на античных авторов – Прокопия Кессарийского и в какой-то степени Аммиана Марцеллина. Готы, с которыми веками проживали и взаимодействовали с древними римлянами, естественным образом вызывали интерес античных авторов к их культуре. Особенно ценен такой источник, как «Война с готами» Сочинение Прокопия Кессарийского особенно ценно как источник. Как достойную похвалы черту творческой манеры Прокопия Кессарийского А. А. Чекалова, исследователь его творчества, отмечает стремление Прокопия к объективности.

Провозгласив в начале своего сочинения поиск истины главным законом исторического жанра, историк вместе с тем тщательно заботится о внешней форме. Его повествование соразмерно, плавно и вместе с тем образно и живописно. Определив для себя главное в том или ином событии, Прокопий высвечивает его наиболее яркими красками, притеняя менее важные факты или не упоминая о них вовсе.

Таким образом, в отличие от современных ему хронистов, (для которых важен сам факт безотносительно его значения в ряду других важных или второстепенных фактов) Прокопию удалось создать не только более красочное, но в целом и более достоверное историческое сочинение. К сожалению, античные авторы не очень подробно сообщают о духовной культуре готов, поэтому целесообразно будет дополнить их сообщения о материальной культуре материалами археологических раскопок. В частности, в работе В. П. Будановой «Готы в эпоху великого переселения народов» можно почерпнуть сведения о памятниках художественной культуры готов, найденных во время раскопок, а также сведения о христианизации готов.

Работа «Славяне и их соседи в I тыс. до н. э. и в I тыс. н. э.» основана на результатах новейших исследований, история готов рассматривается в связи с оказанным влиянием на славян, поэтому отголоски духовной культуры готов авторы ищут в славянских верованиях.

ГЛАВА 1.

Обычаи и менталитет готов

Обычаи и менталитет готов. Только этим объясняется то обстоятельство, что отдельные племена, такж... По отношению к готам это вполне четко зафиксировал Прокопий Кессарийск... В Неаполе на площади находилось изображение Теодориха, короля готов, с... В связи с этим наблюдается упадок собственной художественной культуры ...

Религиозный мир готов

К. Крывлева и др выделяет наиболее архаичные культы, свойственные еще ран... Разумеется, как и все другие народы, германцы имели определенные предс... Верования германцев, связанные с погребальной обрядностью, не везде бы... По отношению к готам это подтверждается косвенными данными Прокопия Ке...

Принятие готами христианства

Во всяком случае, готы в основной массе приняли в конце концов христиа... Томпсона, что вестготское общество IV в. Э. А. Следующим епископом вестготов был знаменитый Ульфила или Вульфила (311...

Заключение

Заключение Восточная Европа и степи Причерноморья на долгие века стали тем местом, откуда в Европу приходили многочисленные потоки новых народов. Эти народы не только совершали набеги на Римскую империю, но и принесли культуру достаточно высокого уровня. В числе этих народов были и племена готов. Несмотря на то, что древние германцы стояли на достаточно низком уровне развития по сравнению со своим могущественным соседом – Римской империей (которая, кстати, оказалась повержена именно этими «варварами»), и только-только переходили от родового строя к классовому, духовная культура древнегерманских племен вызывает интерес благодаря богатству форм. Готы находились на достаточно высоком уровне развития, о чем свидетельствуют предметы, найденные в их захоронениях.

По мнению Л. Вольтмана, среди множества германских племен «… в духовном отношении по-видимому особенно высоко были одарены готы». Менталитет готов зижделся на воинственности их национального характера; традиционной формой духовной жизни были соревнования, джигитовка, воинские игры. Когда в результате разложения родоплеменного строя высший слой готов стал заимствовать римские обычаи, обучать детей наукам, многие традиционалистски настроенные готы воспротивились таким нововведениям, которые, по их мнению, вели к разрушению традиций воинской доблести.

Художественная культура древних германцев также ждет дальнейших исследований, прежде всего археологических. По имеющимся на сегодняшний момент данным мы можем судить о высоком уровне художественного ремесла, о том, насколько умело и самобытно заимствовали древние германцы элементы римского и причерноморского стиля и т. д. Женщины и мужчины готов щеголяли в разнообразных украшениях, в том числе золотых и серебряных, что говорит о развитии у них не только кузнечного, но и ювелирного ремесла.

Владели также готы резкой по камню, о чем говорят найденные бусы. Однако в то же время готы находились на уровне искусности в этих ремеслах гораздо ниже их более цивилизованных соседей, поэтому вожди и знать, а также члены их семей одевались в купленные, выменянные, а чаще всего захваченные у римлян одежды и украшения, что привело к затуханию собственной художественной культуры готов.

Что касается религии готов, то она, несмотря на ряд архаичных форм, представляет богатый материал по изучению общих индоарийских корней в религиозных воззрениях Европы и Азии, для проведения мифологических параллелей.

Конечно, на этом поприще будущих исследователей ждет напряженная работа, поскольку остается масса «белых пятен», как, впрочем, в вообще в проблеме духовной культуры готов.

Список источников и литературы

Список источников и литературы ИСТОЧНИКИ 1. Аммиан Марцелин. Римская история. СПб 1994. 2. Прокопий Кессарийский. Война с готами. М 1996. Т. 1, 2. 3. Тацит К. Анналы // Тацит К. Сочинения в двух томах.

Т. 1. СПб 1993. С. 7 – 312. 4. Тацит К. О происхождении германцев и местоположении германцев // Тацит К. Сочинения в двух томах. Т. 1. СПб 1993. С. 337 – 356. ЛИТЕРАТУРА 1. Бобович А. С. Комментарий к «Анналам» // Тацит К. Сочинения в двух томах. Т. 1. СПб 1993. 2. Боднарский М. С. Античная география. М 1953. 3. Буданова В. П. Готы в эпоху великого переселения народов. М 1990. 4. Всемирная история. М 1979. Т. 2. 5. Западноевропейский эпос. Л 1977. 6. История первобытного общества.

Эпоха классообразования. М 1988. 7. Очерки истории Германии с древнейших времен до 1918 года. М 1959. 8. Славяне и их соседи в I тыс. до н. э. и в I тыс. н. э. М 1993. 9. Степи Евразии в эпоху Средневековья. М 1981. 10. Токарев А. С. Религия в истории народов мира. М 1976. 11. Тэйлор Э. Первобытная культура. М 1989. 12. Чекалова А. А. Прокопий Кессарийский: личность и творчество // Прокопий Кессарийский. Война с персами. Война с вандалами. Тайная история. М 19993. С. 421 – 456. ПРИМЕЧАНИЕ.