рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Тульский самовар как непременный атрибут семейного покоя в старину

Тульский самовар как непременный атрибут семейного покоя в старину - раздел Искусство, Тульский областной краеведческий музей как центр изучения местного края Тульский Самовар Как Непременный Атрибут Семейного Покоя В Старину. Му...

Тульский самовар как непременный атрибут семейного покоя в старину.

Музей "Тульские самовары" был открыт в 1990 году. Основу экспозиции музея составила коллекция самоваров, собранная в различные годы. Экспозиция музея, которая состоит из 3-х залов, знакомит с историей возникновения и развития одного из наиболее известных тульских промыслов – самоварного. В 19 веке это был предмет роскоши. Представители известных фамилий ездили друг к другу не только на балы, но и на чай. Чаепитие было церемонией, во главе которой "его величество самовар". Что же это такое САМОВАР? Как ни странно, но самовар это не только и сложнейший теплотехнический прибор, но еще и "ювелирное изделие" Такой предмет на столе был необходим для русской церемонии чаепития. И его изобрели на рубеже XVIII века русские мастера.

Самовар вошел в каждый дом. Самовар стал символом добра и домашнего уюта. Дети получали знания, впитывали традиции, учились говорить и слушать у самовара. Этот предмет вошел в классику русской литературы и искусства как непременный атрибут семейного покоя.

Он сам стал объектом художественного интереса, и многие мастера декоративно-прикладного искусства принимали участие в создании его декоративного убранства. Об этимологии. Самовар - исконно русское изобретение. Даже слово samovar в германской и романской группе языков и пишется и звучит аналогично русскому САМОВАР. Второе такое слово Космос - тоже русское изобретение, но уже конца 20 века Музей самоваров в Минске Изюминка коллекции - " Пасхальное яйцо" Минск. 2005г. Студия "ЛУВР" Такой предмет на столе был необходим для русской церемонии чаепития.

И его изобрели на рубеже XVIII века русские мастера. Самовар вошел в каждый дом. Самовар стал символом добра и домашнего уюта. Дети получали знания, впитывали традиции, учились говорить и слушать у самовара. Этот предмет вошел в классику русской литературы и искусства как непременный атрибут семейного покоя. Он сам стал объектом художественного интереса, и многие мастера декоративно-прикладного искусства принимали участие в создании его декоративного убранства.

Устройство самовара Замысел изобретателя самовара был прост - разместить в латунном ведре с крышкой печку с трубой и колосниками, чтоб тяга была при горении дров Так и сделали, но "самоварный" материал оказался уж очень хорош для обработки - грех было не заняться украшением этого чуда техники, тем более, что богатые покупатели зачастую требовали эксклюзив.

А все от того, что зачастую церемония чаепития требовала размещения самовара на обеденном столе. С теплотехнической точки зрения, в силу особенностей распределения тепла в самоварной печке, наиболее целесообразна конструкция самовара в виде вазы. Вот здесь-то и разыгралась фантазия дизайнеров 19 века. Здесь и Флорентийская и Египетские вазы и вазы в стиле ренессанса и рококо. По конструкции наиболее простой - самовар банкой. Как правило это были буфетные самовары Самовары – вазы. Почему они так назывались? Да если взглянуть на них в профиль - сходство с вазой стопроцентное! Из истории самовара Появился самовар не сразу.

Его прадедушкой был сбитенник. До нашего времени сохранились сбитенники XVIII века, а вот когда родился первый из них, неизвестно. Сбитенник XVIII века можно увидеть в зале музея "Тульские самовары". Внешне он напоминает чайник с большим изогнутым носиком, но внутри у него припаян кувшин, куда накладывали угли (позднее такое устройство кувшина мы увидели в самоваре), а внизу сбитенника -поддувало.

Такие сбитенники делали в Туле. Они служили для приготовления горячего ароматного народного напитка (сбитня) из воды, меда, прянностей и трав. Для начала XIX века характерны такие фасоны: яйцевидный с петлеобразными ручками, "ампир", "кратер", напоминающий древнегреческий сосуд, ваза с вогнутыми овалами выглядит особенно торжественно из-за ножек в виде львиных лап. Все подчинялось в это время господствующему стилю, характерному в декоративно-прикладном искусстве в начале XIX века. Помимо обычных самоваров изготовляли дорожные.

Съемные ножки укреплялись в специальные пазы. Форма - прямоугольник, куб, многогранник. Такие самовары удобны для транспортировки, в походе, для пикников некоторые фабриканты изготовляли самовары-кофейники, которые внешне мало чем отличались от чайного самовара. Во внутреннюю часть на кувшин укреплялось ситечко для процеживания кофе. Самовары-кофейники встречаются редко: этот напиток был доступен только знати Как же ставился самовар? Внутрь "печки" через трубу помещались мелкие березовые чурки, а затем при помощи сосновой лучины они поджигались.

Затем устанавливалась Г-образная труба высотой от метра до полутора, причем "полочка" этой трубы приставлялась к отдушине кухонного дымохода - тем самым обеспечивалась тяга при горении и удаление дыма из помещения Летом иногда самовар ставили на улице - и в этом случае труба обеспечивала тягу Грамотно поставить самовар мог не каждый - это своеобразное искусство.

Нужно было заложить в печку столько дров и такого сорта, чтоб по мере сгорания их вода вскипала. Если вода вскипит, а в топке угли - такой самовар выносить в столовую нельзя - гости могут отрвиться угарным газом. Если же ждать пока угли полностью погаснут - кипяток может остыть и чай не заварится Есть в самоваре одна интересная деталь - это камфорка. Она занимала место трубы уже в столовой - на нее-то и помещался фарфоровый заварочный чайник, где и присходило таинство заварки настоящего чая Где и когда появился первый самовар, неизвестно, но что самовар чисто русское изобретение - это не вызывает сомнения.

Самовары делали на Урале, в Москве, Петербурге, Туле, Владимирской, Ярославской и Вятской губерниях. Известно, что первый самовар был изготовлен в Туле в 1778 г. в Заречье Назаром Лисицыным. Вскоре последователей у Лисицына нашлось много. Непосредственная близость к Москве, наличие богатых месторождений руд и высококвалифицированных мастеров по металлу способствовало тому, что город оружейников стал известен на весь мир как центр самоварного производства.

Самое большое количество фабрик, а их было 50, приходилось на Заречье, где жили и работали оружейники. Именно они, помимо изготовления оружия, занимались и производством самоваров, которое было выгодно в небольших ремесленных заведениях с детальным разделением труда. Среди известных оружейников - самоварщиков в нач. XIX в. были Василий Лялин, Николай Дементьевич Маликов с сыном Николаем, Андрей Медведев, Иван Баташев.

Самовары делались из красной и зелёной меди, мельхиора, томпака, иногда самовары золотили, серебрили. Но основной метал для самовара - латунь. В течение столетий менялись фасоны самоваров, а приёмы выработки оставались прежними. Почти неизменными в производстве были орудия труда: кобылины для ковки самовара, гнедки для разгранки самоваров, паяльники для спайки кувшина с корпусом самовара, ножницы для резки метала, наковальня, штампеля для клеймения самоваров.

На форму самовара влияла мода времени. К концу XIX века в Туле выпускали более 150 фасонов самоваров. Во второй половине XIX века Тула становится центром самоварного производства. Самовары и детали к ним делались не только в Туле, но и в ближайших сёлах Тульского и Алексинского уездов. Население ряда деревень, таких как Нижние Присады, Осиновая Гора, Маслово, специализировались на изготовлении стенок самоваров, и у каждого самоварщика для изготовления стенки был свой фасон, для которого необходимым инструментом была разгранная форма.

Основной частью самовара считалась стенка, которую делали из листовой меди. Круги, конфорка, заглушка и шейки чаще всего изготовляли литыми, а иногда делали и на давильных станках. Во 2-й половине XIX века выделяются крупные самоварные фабриканты - "самоварные короли": Ломовы, Баташевы, Тейле, Воронцовы, Шемарины. Самовары, сделанные на этих фабриках, пользовались особой популярностью. Ни одна русская выставка в России и за рубежом не обходилась без их самоваров.

За лучшую продукцию на выставках фабриканты получали награды, а оттиски с медалей шли на стенки самовара. Стремление к удешевлению производства привело к стандартизации форм самоваров. Широкое распространение получили так называемые самовары банкой, рюмкой. Простотой в производстве, а вместе с тем скромностью отличались самовары, предназначенные для массового потребителя. Такие самовары можно увидеть в трактире, в рабочей и крестьянской семье. Самовар к началу XX века становится непременным атрибутом каждого русского дома. В конце XIX в. появляется новый тип самовара - керосиновый.

Самовар имел резервуар для керосина - с помощью этого топлива нагревалась его вода. На протяжении всего XIX в. в Туле выпускались дорожные самовары, как правило, они были многогранные, кубические, прямоугольные, а иногда и цилиндрические. В начале XX в. паровая фабрика бр. Шахдат и К только в Туле выпускала самовар со съемным кувшином (самовар системы А. Парички). Вода согревалась углем, спиртом и другим топливом, самовары были безопасны в пожарном отношении и вода долго оставалась горячей.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Тульский областной краеведческий музей как центр изучения местного края

В фондах хранятся ценные коллекции по археологии, палеонтологии, нумизматике, этнографии, а также по природе, истории, экономике и культуре края. В… Самовары первой половины XIX в. представлены образцами фабрик Сомовых,… Ни одна всероссийская и международная выставка не обходилась без тульского самовара.Также в экспозиции музея…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Тульский самовар как непременный атрибут семейного покоя в старину

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Обзор истории местного края по филиалам областного музея
Обзор истории местного края по филиалам областного музея. Музей "Тульские самовары". Первый зал рассказывает о самоварном производстве Тулы в XVIII-XIX вв. Среди уникальных образцов конца XVIII в.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги