Художественная обработка металла в Туле

«Художественная обработка металла в Туле» Выполнила : Студентка группы № 650971 Игнатова Т.Ю. Проверил: аспирант Касаткин В.А. Тула 2008 Содержание: 1.История формирования художественной обработки металла…2. Развитие металлургической промышленности… 3. Кованые изделия… 4. Художественное литьё….………5. Декоративное оформление….……….16 6. Изготовление изделий из листового металла….7. Виды обработки листового металла… 20 Используемая литература….1.История формирования художественной обработки металла. Россия всегда славилась мастерством художественной обработки металлов, оружейном и в самоварном производствах, в прикладном искусстве, попытка открыть ещё одну страницу книги о русских умельцах – это, значит, осветить непосредственную связь художественного металла с архитектурой городов, с окружающей средой, его особую роль в архитектурной и эстетической организации пространства.

По возможности дан анализ бесценного наследия многих поколений русских мастеров художественной обработки металла, в том числе и наших современников.

Выявлены периоды развития художественной металлообработки, влияние различных стилевых направлений, характеризующихся относительно устойчивыми художественными признаками: ритмическими, композиционными, пластическими и другими. Но основное внимание уделяется тому, чтобы показать влияние на развитие художественной обработки металла художественных местных традиций, а также народного искусства.

Художественные особенности часто носили региональный характер, а подчас и сугубо местный. Так, русское просечное железо (дымники, водостоки, флюгера), по существу не знает аналогов. Металл является одним из наиболее древних материалов, который человечество открыло, и начало широко использовать. На первых порах это были самородные металлы - золото, серебро и медь. Метеоритное железо стало применяться с IV тысячелетия до н. э. Добыча и обработка железной руды относятся ко II тысячелетию до н. э. Холодную обработку металлов дополнили горячая ковка и литьё, правда, для этого человечеству потребовалось не одно тысячелетие.

Из всех металлов наибольшее применение получило железо. Знания и опыт в области обработки железных руд стали мерилом богатства и военной мощи. В нашей стране металлургия железа известна с XII - VI вв. до н. э. Русская земля, богатая железными рудами, не является исключением.

Здесь издревле железо служило как для изготовления оружия, так и орудий труда, украшений и т. п. Добывалось оно из бурых железняков, озёрных и болотных руд, обжигаемых на открытом огне, в ямах или глиняных печах. Дальнейшее развитие здесь металлургии явилось базой для создания промышленной металлообработки, в частности оружейного производства, которое сыграло решающую роль в рождении художественной обработки металлов как особого явления в культуре и искусстве.

Формирование особенностей художественного металла, как составной части русской национальной культуры, началось со времени образования в конце XVII века всероссийского национального рынка, в пору петровских преобразований. Решающую роль в развитии художественной металлообработки сыграло основание Петром I в начале XVIII века первого государственного оружейного завода на базе существующих к тому времени кузнечного и оружейных промыслов. К середине XVIII столетия изделия русских мастеров с применением гравировки с позолотой, инкрустации, отделки стальными "алмазами" приобрели широкую известность не только в обеих российских столицах, но ив других странах.

Русские металлисты создали и множество архитектурно-художественных украшений для разных городов России. Украшений, поражающих тонкостью работы, неуёмной фантазией. Это кованные и литые решётки, козырьки над входами и балконы, лестницы и парапеты, декоративные элементы на коньках крыш и шпицах, флюгера и фонарные кронштейны, и многие-многие другие изделия, облагораживающие облик и ставшие неотъемлемой частью деревянных домов ремесленного люда, каменных казённых зданий и богатых особняков знати.

Кузнецы, литейщики и жестянщики, многие поколения которых трудились над созданием высокохудожественных и монументальных декоративных произведений, упорно добивались органичного сочетания и связи металлических украшений с архитектурным образом, органического слияния металла с камнем и деревом.

Всё это способствовало формированию неповторимого, самобытного архитектурного облика города оружейников. Живописная застройка, впечатляющая многообразием применения художественного металла и архитектурных форм, с множеством колоколен, башен и башенок, теремков и мезонинов, шпилей и других, выступающих над крышами элементов, украшенных ажуром и придавшим силуэту города остроту и праздничность. Многочисленные дымники, кольца над затейливыми козырьками и зонты у подъездов домов зданий, ограды набережных и скверов, придавшие сказочность обстановке и зрелищность искусственно созданной среде окружающего человека мира. Так выглядят многие города на старых открытках. И в этом немалая заслуга кузнецов, литейщиков, жестянщиков и других мастеров по металлу - истинных художников в своём деле. В современной архитектуре, в формировании архитектурно - градостроительного пространства в наши дни также есть многочисленные примеры применения художественного металла.

В этом прослеживается определённая традиция.

Более того, значительно поднимается роль металла в наружной отделке современных зданий и сооружений, в декоративно - прикладном и монументальном искусстве. Конечно, его применение имеет несколько иное направление, соответствующее эстетическим воззрениям и социально - экономическим условиям сегодняшнего времени, но так или иначе он влияет на формирование облика города. Из - за радикальной реконструкции исторической части многих городов в последние годы исчезли многие здания и сооружения, а вместе с ними и многочисленные художественно-архитектурные изделия прошлого.

С их потерей всё более возрастает ценность оставшегося художественного металла, требующего к себе внимания и более бережного отношения. В этих условиях выявление, систематизация, изучение и сохранение произведений и изделий из художественного металла представляется не только важным, но и крайне необходимым. И не только для истории. Изучение особенностей художественно - архитектурного металла и приёмов его обработки позволит художникам и архитекторам на основе выработанного старыми мастерами опыта и традиций создавать новые решения, применимые и для сельской архитектуры, и для архитектуры малых городов и посёлков. 2.

Развитие металлургической промышленности

нашей эры и принадлежало одному из восточнославянских племён, известно... К этому времени производство перешло под начало оружейной палаты. Каждый город имел по несколько кузниц, а иногда и великое множество их... При первом способе по модели, которая может быть из гипса, дерева, пла... Повторяемость элементов даёт эффект ритма, художественной орнаментальн...

Изготовление изделий из листового металла

Дальше идёт операция отделения от листовой заготовки, какой – либо фиг... Это делается способом обрезки или вырубки по шаблону или рисунку, нане... Техника просечки железа имела широкое и разнообразное применение и при... Техника просечки проста. Готовый узор воронили, лудили, покрывали позолотой. В музеях представл...

Виды обработки листового металла

Этот вид обработки металла относится к одному из древнейших. В современном понятии чекан – это стальной стержень с рабочим концом –... Украшения, выполненные в технике чеканки с привлечением других видов ф... На такую матрицу кладётся тонкий лист металла, сверху которого помещае... До внедрения штампов при выделке таких элементов самовара, как стенка ...

Используемая литература

Используемая литература : 1. В. В. Куликов "Ажур металла рукотворный". 2. В. Н. Ашкуров "Страницы Тульской старины". 3. А. П. Мардер "Металл в архитектуре". 4. К. А. Соловьёв "Тульский край". 5. З. И. Юсипов "Ручная ковка".