Этнографическая характеристика грузинского народа

Этнографическая характеристика грузинского народа Запорожье, 2003 ПЛАН I. Вступление II. Основная часть: 1. Жилище 2. Земледельческая техника 3. Одежда 4. Кулинария 5. Развитие духовной культуры и обрядность III. Заключение IV. Список использованной литературы Вступление Украина – это полиэтническое государство: неукраинцы составляют в ней более четверти всего населения.

Эти народы прошли сложный и неоднозначный путь своего исторического развития. История доказала, что их судьба тесно связана с судьбой украинского народа. Периоды угнетения украинского этноса болезненно отражались на их жизни, а национальное возрождение украинцев способствовало возрождению всех национальностей, которые проживают в Украине. Это наглядно подтвердили и годы государственной независимости суверенной Украинской державы. Законом «О национальных меньшинствах», другими нормативными документами удалось создать необходимые условия для гармонизации жизни всех национальностей и групп.

Именно в этот период в Украине было создано 314 организаций национальных меньшинств тридцати восьми народов. Будучи органичной частью украинского народа, этнически-национальные группы остаются своеобразными образованиями с присущим им этническим самосознанием и самобытной культурой. Рассмотрим в рамках этого реферата основные черты быта и обычаи грузинского народа Грузины (самоназвание – картвелы) – народ, в наше время основное население Грузии.

Относятся к южной ветви европеоидной расы. Грузинский язык входит в картвельскую языковую семью. Грузины эмигрировали на Украину в XVIII ст спасаясь от турецкого преследования. Выезжали князи и дворяне. С грузинских беглецов была создана сначала рота, а потом полк. В 1738 г. всем, кто служил в грузинском полку, была дана земля в «пристойных местах» на вечное наследственное владение. Князь получал 30, а дворянин–десять дворов.

Это были земли Полтавского, Миргородского, Лубенского и Прилуцкого полков. Грузины-переселенцы образовали также типовые военные поселения на юге Украины. Всего на Полтавщину с Москвы царское правительство отправило 5 тыс. грузин и около 2 тыс. армян, греков, волохов с Крыма на Приазовские земли. За участие в борьбе Шамиля против царских завоевателей часть грузин также была переселена на Украину. По указу 1837 г. о выселении грузин в южные районы Российской империи большинство из них оседало в городах.

Сейчас на Украине нет районов компактного проживания грузин. Они живут в разных районах республики. Создана в конце 80-х годов ассоциация украинско-грузинских связей им. Давида Гурамишвили взяла обязательства способствовать развитию духовной жизни грузин на территории Украины. Жилище Традиционные поселения грузин разнообразны. Проживая на Украине, часть грузинского этноса устраивалась в селениях, оставшихся от населения, жившего в этих местах раннее и в силу разных причин покинувших эти районы, либо же строили свои жилища по образцу украинских.

В то же время, этнические связи грузин со своей родиной проявлялись и в постройке поселений, типичных для Грузии. Поэтому коротко остановимся на типовых жилищах, характерных для грузинских земель. В равнинно-предгорной зоне Восточной Грузии преобладали в основном скученные, реже–разбросанные или вытянутые вдоль дорог, довольно крупные по размерам; в горах–небольшие, скученные, располагавшиеся уступами по склонам гор. В Западной Грузии селения имели свободную планировку и тянулись обычно на много километров.

В более позднее советское время некоторые грузинские села перестраивались по специально разработанным проектам. Иногда вблизи старого села в более удобном месте–ближе к дороге, к водным источникам–строили новый населенный пункт. В западной Грузии традиции свободной планировки сохраняются. Традиционные виды усадеб различались в вертикальном плане. В равнинно-предгорной зоне Восточной Грузии часть хозяйственных помещений, например, марани (винохранилище), размещалась рядом с домом, часть–отдельно и даже вне села. В Западной Грузии усадьбы были большие и в них свободно располагались жилые и хозяйственные строения.

По зонам прослеживались значительные различия и в типах жилищ. В горах это были каменные дома-крепости (цихе сахли) с оборонительными башнями, каменные жилища в 2-4 этажа (чардахиани сахли, калоиани сахли, кор); одноэтажные каменные дома (квиткири) с плоской земляной крышей.

В равнинно-предгорной зоне Восточной Грузии были распространены дарбази–каменное жилище со ступенчато-венцеобразным перекрытием (гвиргвини), имевшим светодымовое отверстие (эрдо). В центре дарбази находился чаг, по обе стороны которого–два деревянных орнаментированных резьбой опорных столба (дедабодзи). Строились также каменные полуподземные жилища с плоской земляной крышей (мицурис сахли). В Западной Грузии возводили 1- и 2-этажные деревянные дома (саджалабо сахли, ода сахли, джаргвали, пацха) с двух- и четырехскатной крышей из дранки, осоки, соломы, без окон, с двумя дверьми, устроенными друг против друга.

Со второй половины 19 в. начали появляться дома нового типа: двухэтажные, каменные, с окнами, деревянными полами, в несколько комнат, с каминами вместо открытых очагов. Этот тип жилища, более усовершенствованный, распространен в современной Грузии. Важнейшей частью традиционного грузинского жилища был открытый очаг кера, игравший важнейшую роль в культе предков, олицетворявший единство семьи.

У очага выполнялись некоторые ритуалы во время свадьбы, примирения кровников. Были распространены также пристенный камин (бухари), специальные печи для выпечки хлеба–тонэ, пурнэ, гумели. Сейчас глубокие народные традиции строительства используются и совершенствуются в новых колхозных поселках и в городах. Земледельческая техника Земледельческая техника, как и другие орудия труда, относясь к средствам производства, определяет развитие производительных сил и производственных отношений.

Грузинский народ издавна достиг высокого уровня социально-экономического и хозяйственно-культурного развития. Основа хозяйства грузин–земледелие. Земледельческая техника грузин до недавнего времени оставалась на сравнительно низком уровне. Это объясняется тем тяжелым материальным положением, в котором находилось грузинское крестьянство до революции. Долго держались переложная система. Сохранялись старинные формы земледельческих орудий.

Грузинский плуг известен в двух основных формах: легкий деревянный плуг (ачача или кави), сходный с абхазским или черкесским. Другой вид плуга– тяжелый колесный (анеулис гутани), односторонний и однолемешный, с отвалом. Орудиями уборки служили простые косы и серпы. Молотьба производилась при помощи молотильных досок (кеври) со вставленными камнями. Издревле широко использовались грузинами земледельческие орудия–как для ручной работы, так и для использования тягловой силы, начиная от простых и заканчивая сложными формами.

Разнообразие мотыг и мотыгообразных орудий, сводящихся к трем основным типам–киркообразным, широколезвийным и комбинированным, объясняется многообразием процессов земледельческого хозяйства. Этими орудиями расчищались подсечные участки, пропалывались хлебные злаки, обрабатывались почвы под посев по склонам высоких гор (заменяя пахотные орудия там, где последние не могли работать). Кроме подсечной, в земледелии были известны также системы залежная, переложная, паровая и глубокая распашка.

Каждой из систем соответствовали особые пахотные орудия, разнообразие которых по конструкции, назначению и происхождению очень велико. Наряду с завозными русскими и иноземными фабричными плугами во второй половине XIX века продолжали употреблять местные пахотные орудия. Эти средства труда делятся на несколько групп, каждая из которых выполняет определенные функции при обработке почвы. Например, пахотные яремные орудия кавцера (сацера) и ачача.

Кавцера состояла из длинного, доходящего до ярма дышла, штыря, резака и рукоятки. В него впрягали пару волов. Другое орудие–грядильное пахотное орудие орхела. Оно состоит из короткого, недостающего до ярма, дышля-грядиля, деревянного крюка, двойной рукоятки, лемеха. Среди прочих пахотных земледельческих орудий, которые были распространены среди грузинского населения, можно назвать передковое пахотное орудие джилга гогора, передковое с отвалом пахотное орудие–озимый плуг (анеулис гутани). Современная сельскохозяйственная техника повсеместно заменила традиционные орудия, хотя в некоторых ее элементах в определенной мере сохраняются черты, которые отражают традиционный хозяйственный уклад грузин.

В настоящее время социально-экономический прогресс привел к тому, что на полях грузины трудятся, используя новейшую агротехнику, осушаются и осваиваются новые области, выводятся новые культуры. Одежда Традиционная одежда–важный источник изучения этнической истории каждого народа.

У грузин сочетались два основных типа костюма: общекавказский и иранско-турецкий. Преобладал первый. Традиционная одежда грузин разных зон однотипна. Типичный мужской костюм характерен тем, что он узкий, длинный. Мужской костюм включал рубаху (перанги), штаны (нипхави, шарвали), верхнюю одежду–чоха (подобие черкески) и короткий ахалухи (тип бешмета), надевавшийся под чоху, пояс (шерстяной, шелковый, кожаный). Зимой носили тулуп (ткави), бурку (набади). Головным убором служили войлочные шапки (набдис куди), меховые папахи, башлыки.

На ноги надевали вязаные носки (циндеби). Вязаные или кожаные ноговицы (пачичеби), каламани–самодельную обувь из сыромятной кожи в виде лаптей, в горах носили вязаные сапоги (читеби); социальная верхушка– кожаные сапожки на каблуке. Грузины носили чоху различной длины, сшитую из местной темно-синей или привозной кустарной ткани. Она спадала ниже середины голени. Скроенная из одного полотнища, чоха имеет сильно скошенный к спине бочок и полностью отрезную спинку.

Спереди чоха не сходилась во всю длину, оставляя открытым архалук. Архалук надевали под чоху и шили обычно из черного ластика или сатина. Штаны шили также из ластика, причем каждая штанина имела вид очень широкого прямоугольника, со скошенным углом. Женский костюм состоял из рубахи (перанги), длинных штанов (шейдиши), длинного платья (картули каба–«грузинское платье») с нагрудной вставкой (гулиспири), платье подпоясывали длинным матерчатым поясом (сарткели), концы которого спускались почти до подола.

Обычно платье шили из одноцветной шелковой или шерстяной ткани. Излюбленными цветами для молодых были белый, розовый, голубой. Более пожилые носили цвета темных оттенков. Поверх платья состоятельные грузинки надевали катиби–распашную бархатную одежду на меху. Головной убор состоял из вуали (лечаки), картонного ободка, обшитого бархатом (чихта), тонкого валика, обшитого шелком, и головной повязки (тавсакрави) обычно из бархата. Выходя на улицу, грузинки обязательно накидывали платок (багдади). На ногах носили башмаки на каблуках без задников (коши), мягкую обувь из сафьяна без каблуков (типа тапочек–плости), сафьяновые полусапожки (цуга), каламани.

Грузинки постоянно носили украшения. Местные златокузнецы, обладавшие большим мастерством. Снабжали женское население деревни недорогими кольцами, браслетами, серьгами, поясами, ожерельями, застежками и т. д. В некоторых районах женщины не носили катиби, иным был головной убор. Покроем, цветовой гаммой, способами украшения (тесьма, аппликация, вышивка шерстью и бисером) отличался костюм хевсуров, представлявший яркую гамму красного, оранжевого, синего, голубого, желтого цветов.

Костюм тушин был темных, в основном черных, тонов. Для женской одежды было характерно обилие серебряных украшений в виде цепочек. Традиционный костюм грузин сменился одеждой городского типа. Сохранили значение цветовая гамма, войлочные головные уборы, отдельные элементы в профессиональной одежде чабанов и пастухов (бурка, каламани). Сейчас национальный костюм сохранился только частично.

Однако его употребляют во время различных праздников при исполнении народных песен и танцев.

Кулинария

В составляющем элементе материальной культуры–народной кулинарии– дост... Мясные блюда из баранины, говядины, курицы, индейки были в основном пр... Еще более многолюдными были похороны, требовавшие по существующим обыч... На люльку вешали крестик из считавшегося священным каменного дерева. От древнего героического эпоса сохранились только разрозненные куски, ...

Заключение Заимствуя новое, перестраивая в новых условиях свой быт, переселенцы, неэтническое население, как видно из приведенных материалов, сохраняли немало черт своей традиционной культуры. Более устойчивыми оказался семейный быт и традиционные народные верования, в хозяйстве и материальной культуре сохраняется только то, что соответствует новым природно-хозяйственным и социальным условиям, в которых и оказались грузины на территории нашей страны.

В заключение данной работы считаю уместным подчеркнуть, что в том государстве, в котором развитие каких-либо этнических общностей терпит притеснения или искусственное торможение, не может идти и речи о существовании полноценной современной нации.

Развитие и полнокровное существование всех национальных меньшинств, грузинского этноса в том числе,–залог и предпосылка построения настоящей демократии в нашем государстве. Необходимо на лучших национальных традициях этносов, населяющих Украину, стремиться к этнической консолидации украинского народа, к повышению культурно-бытового уровня всего населения нашей страны, ведь как говорил еще великий Кобзарь Т.Шевченко: «I чужому научайтесь, і свойого не цурайтесь». ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 1.Народы мира: историко-этнографический справочник. – М 1988 2.Етнографія України (за ред. С.А. Макарчука). – Л 1994 3.Культура і побут населення України. – К 1993 4.Большая Советская Энциклопедия. – М 1972.–Т.7 5.Токарев С.А. Этнография народов СССР. – М 1957 6.Этнические и культурно-бытовые процессы на Кавказе. – М 1978 7.Соловьева Л.Т. Обряды и обычаи грузин, связанные с охраной здоровья детей // Полевые исследования института этнографии 1980-1981. – М 1984 8. Народы Кавказа (под ред. Б.А. Гарданова).–М 1962 Т.2.