Методические взгляды профессоров Европейских консерваторий XIX века

Методические взгляды профессоров Европейских консерваторий XIX века. В XIX веке искусство игры на духовых инструментах достигло очень высокого уровня.

Этому способствовало открытие в городах Европы консерваторий, публикация новой интересной методической литературы, творческая деятельность выдающихся европейских композиторов XIX века, создание новых симфонических коллективов, открытие фирм, усовершенствующих конструкции духовых инструментов и создающих новые инструменты.

Самой известной консерваторией того времени являлась Парижская консерватория, которую в разное время курировали лучшие музыканты Европы, среди них Жюль Массне (1842–1912), Камиль Сен–Санс (1835–1921), Шарль Гуно (1818–1893). Профессора европейских консерваторий уделяли много внимания публикации новых методических пособий и школ. Ю.А. Усов указывает, не ссылаясь на источник информации, что в Парижской консерватории XIX века «каждый профессор должен был написать свой метод обучения игре на том или ином инструменте». Специальная комиссия утверждала или не утверждала этот метод.

Председателем одной из комиссий был Г. Берлиоз.

По мнению Ю.А. Усова, среди пособий, написанных духовиками, наиболее значительными были: «Большая метода для кларнета» Г. Клозе (1844), «Полный курс обучения на валторне» Ж.Ф. Галле (1844), и «Полная школа игры на корнет-а-пистоне и трубе» Ж.Б. Арбана (1862). Конечно, преподавание игры на духовых инструментах в Парижской консерватории чаще всего носило эмпирический характер.

Многие профессора вели занятия с учащимися, не опираясь на науку.

Однако именно они заложили фундамент для формирования научной методики. Книга Ж.Б. Арбана «Полная школа игры на корнет-а-пистоне и трубе» дважды переиздавалась на русском языке (1954, 1970) и даже в наше время используется учащимися нашей страны как учебный материал.

Несколько лет Парижской консерваторией руководил известный музыкант, композитор и общественный деятель Франсуа Геварт (1828–1908). Геварт не оставил яркого следа как композитор, но пользовался огромным авторитетом как музыковед и общественный деятель. В 1863 г. во Франции была издана книга Ф. Геварта «Traite general d’ instrumentation», в которой он предпринял попытку описать выразительные особенности многих музыкальных инструментов своего времени, в том числе духовых.

Через несколько лет эта работа была переведена на русский язык. Односторонние ярлычки, выданные Ф. Гевартом, не отражали в полной мере художественные возможности духовых инструментов, но старательно переписывались его последователями, что, безусловно, нанесло вред музыкальному образованию и пропаганде духовой музыки. Достоинства парижской исполнительской школы и преподавания XIX века: 1. Высокий уровень индивидуального исполнительского мастерства преподавателей Парижской консерватории; 2. Активное участие профессоров Парижской консерватории в гастрольных выступлениях; 3. Публикация методических пособий, школ, этюдов; 4. Поиски и внедрение в исполнительскую практику новых исполнительских приёмов; 5. Сотрудничество с инструментальными фирмами, работа над совершенствованием конструкций духовых инструментов.

Недостатки парижской исполнительской школы и преподавания XIX века: 1. Отбор учащихся на основе одних лишь анатомо-физиологических особенностей конкурсантов.

Недостаточно разработана методика обнаружения музыкальных способностей у детей и юношества. На приёмных экзаменах не принимались в расчёт музыкальная фантазия и творческое воображение учащегося; 2. К обучению игре на медных духовых инструментах привлекались только юноши, игра девушек на валторнах, трубах, тромбонах не поощрялась; 3. Пробелы в знании физиологии дыхания. Профессора Парижской консерватории пользовались лишь грудным типом исполнительского дыхания, а все остальные типы дыхания предавали анафеме.

Однообразный характер вдоха и выдоха исполнителя-духовика во время творческого процесса ограничивал выбор выразительных средств; 4. «Келейность» в педагогике. Преподаватели не посещали уроки друг друга, скрывали друг от друга используемые ими педагогические приёмы; 5. Относительно узкий педагогический и концертно-исполнительский репертуар духовиков. Профессоров европейских консерваторий XIX века зачастую бранят за то, что они плохо знали педагогику и психологию, не опирались на науку.

Однако именно они подготовили появление научной методики обучения игре на духовых инструментах. Многие недостатки европейских профессоров XIX века присутствуют в педагогике наших дней. 6.